Конгресс русистов готовит для правительства рекомендации по обучению детей мигрантов
В Санкт-Петербурге сегодня завершает работу 1-й конгресс Российского общества преподавателей русского языка и литературы. В отличие от других подобных мероприятий этот форум русистов не ограничился традиционной проблематикой, то есть хоровым бичеванием безграмотных журналистов, обсуждением недостатков единого госэкзамена по русскому и возмущением по поводу засилья ненормативной лексики в быту. Пожалуй, впервые был серьезно поставлен вопрос о необходимости учесть спровоцированные миграцией изменение национального состава учащихся и разработать новые методики преподавания в российских школах русского языка как не родного. Об этом в интервью «Времени новостей» рассказал вице-президент РОПРЯЛ, декан специального филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Евгений ЮРКОВ.-- Общество преподавателей русского языка и литературы довольно часто проводит различные форумы и симпозиумы, почему нынешний конгресс назван первым? С языком случилось что-то экстраординарное?-- Первый -- потому что раньше подобные конгрессы, которые мы по уставу проводим раз в пять лет, касались всегда нашей внутренней жизни, были чем-то вроде отчетно-выборных собраний. Сейчас мы впервые проводим форум, на котором обсуждаем, что же происходит с нашей отечественной русистикой в России. Уже очевидно, что на протяжении последнего десятилетия мы слишком мало уделяли внимания нашей школьной русистике и только в последние годы обратили серьезное внимание на русский язык как государственный. А ведь за последние несколько лет очень обострились проблемы, связанные с притоком мигрантов, которые должны войти в социокультурное пространство России. Очень остро стоит и проблема преподавания русского языка в школах.
-- Еще с советских времен известно, что два самых нелюбимых школьных предмета -- это русский язык и химия. И сейчас многие подростки говорят, что русский преподают ужасно скучно.-- Согласен, русский преподают скучно, и с этим нужно бороться. Хотя необходимость заучивать правила никто не отменял. Таблицу умножения мы тоже заучиваем, и в русском языке есть правила, которые надо помнить. Но само преподавание нужно делать более интересным по форме, творческим по содержанию. Я по долгу службы часто бываю в регионах, несколько раз за последнее время был в Краснодарском крае, например, и встречал удивительные школы, где великолепно преподают русский язык. Хотя в том регионе тоже настоящий плавильный котел в школах в смысле смешения национальностей. Но я знаком с учителями, в которых ученики буквально влюблены и влюблены в их предмет -- русский язык.
-- И какова, на ваш взгляд, должна быть методика преподавания русского языка сейчас?-- Нельзя все время уделять зубрежке правил. Необходимо показать, что если ты не можешь использовать все возможности языка, если ты не владеешь им виртуозно и уверенно, ты не сможешь произвести яркое впечатление на окружающих. А если ты не сможешь смеяться вместе со всеми над анекдотом, ты окажешься в стороне, тебя будут считать не очень умным, а это некомфортное ощущение, особенно для подростка.
Мы же знаем, что язык и культура мышления неразрывно связаны. Тем более что в школе влюбляются, там пишут письма и стихи. А известно -- девушки любят ушами, и если юноша хочет ее заинтересовать, он не может, как Эллочка Людоедка, оперировать 30 словами. Он должен что-то рассказать, заинтересовать своим рассказом, историей, понравиться, рассмешить. И это тоже ход для умных преподавателей, которые хотели бы заинтересовать своих учеников. Мы проводили конкурс для школьников «Русский язык -- ключ к профессиональному и жизненному успеху», и с этим тезисом согласились все, в первую очередь школьники.
Сегодня многие кумиры, которым хотят подражать молодые люди, отлично владеют языком, русской речью. Пусть даже стилевая ориентация этих персонажей не всегда устраивает профессиональных филологов, пусть в речи звучит большое количество вульгаризмов, жаргонизмов, но речь-то смачная, интересная, привлекательная.
Возьмите наших популярных ведущих, например, Ивана Урганта -- у него потрясающая речевая реакция, потрясающее владение русским языком. И он нравится, он популярен, его шуткам смеются, у него блестящие вербальные обороты, языковая реакция. От него, как выражаются современные подростки, тащатся, балдеют, его повторяют. И когда преподаватель русского языка рассказывает смешную, остроумную историю, демонстрирует игру слов, это учеников убеждает лучше всяких правил. В школе вообще не место занудам: если ты вышел к аудитории, ты обязан быть красноречивым собеседником.
Но если говорить о результатах, нас абсолютно не устраивает, как знают русский язык, как владеют русской речью выпускники школ. Сегодня, даже измеряя этот уровень фактически только по ЕГЭ, мы получаем удручающие результаты -- практически половина молодых россиян знает родной язык на самую слабую тройку. И это касается того, как владеют русским языком представители власти, чиновники, СМИ, это профессионалов вообще не удовлетворяет.
-- Сейчас язык СМИ не ругает разве что самый ленивый.-- Верно, хотя я считаю, что уровень владения русским языком в российских СМИ достаточно высокий, но там есть свои особые, специфические проблемы. Хотим мы или не хотим, но телевидение воспитывает зрителей. И если в телепрограммах и фильмах нередко звучит мат, то школьник может считать, и именно так считает, что на матерном языке можно разговаривать. Мы трижды проводили социологические исследования и обнаружили, что очень многие школьники действительно считают мат обычным языком, они спокойно используют его в повседневном общении.
Последнее исследование показало, что есть небольшое уменьшение, а в предыдущих почти 30% школьников соглашались с утверждением, что ненормативная лексика -- это нормально. Сейчас процент сократился до 22--23%. А если к ним прибавить тех, кто так не считает, но все равно употребляет эти слова, то смело можно сказать, что почти половина российских школьников матерится.
-- Проблема с обучением русскому языку детей мигрантов действительно вышла не первый план? Уже не первый год многие школьные учителя говорят, что если в классе учится трое-четверо ребят, для которых русский язык не родной, весь процесс обучения тормозится. У РОПРЯЛ уже есть какие-то предложения?-- Вы назвали самую больную проблему. Это теперь волнует всех -- и профессионалов, и власть. Я выступал на Совете Федерации, я член комиссии по русскому языку при правительстве. Проблема острейшая. Но многие облеченные властью люди не понимают, какая действительно тяжелая ситуация складывается в стране. Я рассказывал чиновникам о ситуациях в школах, когда родители просто забирают своих детей из классов, где учатся дети мигрантов, и переводят своих сыновей и дочек в школы, где детей мигрантов меньше или нет вообще. Это же прямая дорога к созданию гетто, к резкому социальному разделению в обществе, к сегрегации! А мне часто высокопоставленные чиновники говорят -- подумаешь, ничего страшного!
-- Вы сами сторонник какой системы обучения -- интегрированной или раздельной?-- Это всегда надо решать на местах. Где-то можно вводить факультативы, продленные дни, воскресные школы -- подойдут любые формы. Но эта работа должна хорошо оплачиваться. Многие родители, приехавшие в Россию из других регионов, отлично понимают, что интегрироваться в российскую культурную среду нужно, они стараются эту проблему решить. Нужно, чтобы и власти это поняли.
-- Это проблема всех российских регионов или только отдельных территорий?-- Даже мы не представляем до конца, какова ситуация с преподаванием русского языка, потому что у нас нет статистических данных. Например, недавно московское правительство заявило, что в Москве всего 30 тыс. учеников, для кого русский язык не родной и которые нуждаются в дополнительных образовательных и социокультурных программах. Мы не верим -- в Москве гораздо больше таких детей, и еще больше взрослых, которым тоже нужно адаптироваться в нашу языковую и культурную среду, чего без языка не сделать. А сколько таких нуждающихся по России, никто не считал!
Этим должны заниматься власти: нужны особые методики обучения, нужны курсы повышения квалификации учителей, новые программы, учебники, следовательно, огромные средства. В школы нужно сейчас вливать огромные деньги, чтобы стимулировать учителей на дополнительную работу с учениками, для которых русский не родной язык. Мы со своей стороны готовы этому содействовать, у нас есть знания и опыт, мы даже готовы часть пути пройти бескорыстно, на добровольных началах. Но без проведения четкой государственной языковой политики в этой области ничего не сделать! Эта глобальная проблема связана напрямую с национальной безопасностью: непонимание на языковом уровне чревато серьезными конфликтами, если не состоится культурный диалог, это грозит социальными катаклизмами, за которыми идут войны.
-- Какую задачу ставит перед собой конгресс -- просто представить власти картинку того, что происходит с русским языком в стране? Или выработать какие-то методические рекомендации?-- Мы собираем статистику, проводим мониторинг состояния русского языка в обществе. Конечно, обратим внимание коллег на эти проблемы, поделимся опытом их решения. А по завершении конгресса мы опубликуем открытое письмо к российской власти, составим меморандум -- что нас не устраивает и в школьном преподавании, и в вузовской русистике, в поддержке русского языка как государственного, в решении проблем, связанных с вовлечением мигрантов в языковое и социокультурное пространство.