Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в очередной раз продемонстрировал непредсказуемость своей внутренней политики. В течение последних дней ему удалось перетасовать кадровую колоду в своем окружении так, что, как утверждает один из казахстанских аналитиков, «комментировать это не имеет смысла, поскольку истинную подоплеку знает только сам глава государства».
Впрочем, одно из кадровых перемещений выглядело вполне ожидаемым:
в Астану вернулся самый близкий соратник г-на Назарбаева Нуртай Абыкаев, с прошлого года служивший послом Казахстана в Москве. Иностранный дипкорпус в столице знал о предстоящем отъезде казахстанского посла уже несколько месяцев -- с тех пор, как Абыкаев был награжден российским орденом Дружбы, что обычно означает скорое прекращение дипломатической миссии. 61-летний Абыкаев назначен первым замминистра иностранных дел. Однако эта должность ни в малейшей степени не описывает его роль и влияние при казахстанском «дворе». Как заметил российский политолог Алексей Власов, экс-посол «возвращается в большую казахстанскую политику в привычном статусе Нуртая Абыкаева -- ближайшего сподвижника президента, имеющего возможность общаться с ним напрямую». Отставной генерал, бывший глава комитета нацбезопасности, руководитель администрации президента Абыкаев был отправлен два года назад в Москву с поста спикера верхней палаты парламента. Он поплатился за то, что руководитель его аппарата был признан и осужден судом как заказчик убийства известного оппозиционного политика Алтынбека Сарсенбаева.
Президент Назарбаев также на днях сменил руководителя своей администрации, вместо Кайрата Келимбетова им стал вице-премьер и бывший аким Актюбинской области
Аслан Мусин. Кайрат
Келимбетов же назначен председателем правления фонда национального благосостояния «Самрук-Казына». Указом президента этот холдинг был образован в результате слияния холдинга по управлению государственными активами «Самрук» с фондом устойчивого развития «Казына». Совет директоров нового суперхолдинга возглавит премьер-министр Карим Масимов. Задачей «Самрук-Казына» станет реализация антикризисных мер, которые должны помочь вывести экономику Казахстана из ситуации, в которой она оказалась вследствие мирового финансового кризиса. На эти цели суперхолдингу выделена половина тех 10 млрд долл., что отпущены нацфондом на принятие стабилизационных мер в 2009--2010 годах.
В Казахстане глава государства не употребляет слово «кризис» в отношении нынешней финансово-экономической ситуации в стране, поэтому не употребляется оно и другими официальными лицами. «Всех, кто хочет использовать сегодняшнюю ситуацию в своих узких, в том числе политических, целях, распуская различные провокационные слухи, должно ожидать жесткое наказание», -- заявил на днях г-н Назарбаев на заседании правительства. «Пусть не думают, что я не говорил об этом», -- добавил президент и поручил единственно представленной в парламенте правящей партии «Нур Отан» «принять соответствующий законодательный акт, если нужно». Этой оговоркой, похоже, воспользуются парламентарии и не станут доводить дело до принятия закона «О слухах»... Ведь те немногие представители казахстанской оппозиции (а именно им в первую очередь было адресовано жесткое предупреждение г-на Назарбаева), против которых еще не возбуждены были в последние недели различные уголовные дела, вряд ли станут испытывать судьбу.
Еще год назад, когда в Казахстане возникли серьезные трудности на ипотечном финансовом рынке, там с легкой руки известного финансиста Григория Марченко вместо слова «кризис» стали употреблять словосочетание «коррекция экономики». Теперь этот «новояз» обогащен сложной формулировкой, рожденной самим президентом Назарбаевым. Выступая перед министрами, он сказал, что «влияние мирового кризиса -- еще один шаг в преодолении трудностей, который должен укрепить позиции нашего молодого государства на мировой арене». Отметим, что в отличие от российского руководства, также избегающего говорить о финансовом кризисе в своей стране, казахстанские лидеры еще ни разу на официальном уровне не назвали главной виновницей мирового кризиса администрацию США. Если это обстоятельство обязано совершенному недавно, в разгар кризиса,
визиту в Астану госсекретаря США Кондолизы Райс, то ее визит следует признать успешным.