|
|
N°190, 14 октября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Премия на фоне кризиса
Нобелевку по экономике вручат теоретику международной торговли
Последняя Нобелевская премия 2008 года (точнее, премия памяти Альфреда Нобеля в области экономики, вручаемая Банком Швеции) досталась 58-летнему американскому ученому Полу Кругману. 10 млн шведских крон будут выданы за работы лауреата в области "анализа моделей торговли и локализации экономической деятельности". Торжественные церемонии вручения премий пройдут 10 декабря в Стокгольме и Осло.
Нобелевская премия по экономике присуждается в этом году на фоне тяжелейшего мирового кризиса. Выбор лауреата одной из наиболее уважаемых профессиональных наград во времена биржевых обвалов, банкротств крупнейших банков и т.п. -- задачка непростая. Можно было, пожалуй, заранее без особой боязни ошибиться предсказать, что выборщики назовут ученого, который будет максимально удален от текущих проблем. Так, например, экономистам-теоретикам, специализирующимся на анализе фондового рынка, в этом году вряд ли стоило рассчитывать на премию Банка Швеции. Потому как подобное награждение выглядело бы слишком спорным и могло бы не лучшим образом повлиять на репутацию экономической нобелевки.
Выбор Пола Кругмана выглядит вполне нейтральным. Это весьма уважаемая фигура, имеющая солидный послужной список академических достижений. Кругман считается отцом-основателем одной из современных теорий, описывающих международное разделение труда и принципы межстрановой торговли. Эти исследования принесли ему известность в области экономической географии, несколько профессиональных премий меньшего калибра и профессорскую должность в престижнейшем американском вузе. С другой стороны, назвать Кругмана кабинетным ученым никак не получится. В течение последних восьми лет раз в две недели "Нью-Йорк таймс" публикует его колонку. Кругман заработал себе репутацию одного из ведущих газетных публицистов, пишущих на околоэкономические темы. Такого набора умений и качеств для нобелевки вполне достаточно. А если учесть, что лауреат этого года в последние годы подчеркнуто дистанцируется от экономической политики, проводимой властями США, то лучшего выбора и пожелать нельзя.
Иногда бывает так, что в истории науки ключевыми становятся сравнительно небольшие работы. Под авторством видного ученого могут выходить толстые тома, на которых учатся последующие поколения, но наибольший интерес при этом вызовет не капитальная монография, а небольшая статья в специализированном журнале, где впервые была высказана нестандартная идея. В случае с Кругманом произошло что-то похожее: свою нобелевку он заработал 10-страничным сообщением Increasing Returns, Monopolistic Competition, and International Trade, опубликованным в 1979 году в американском специализированном журнале Journal of International Economics. Позднее ученым были написаны и более солидные труды, но приоритет Пола Кругмана в построении современной теории международных торговых отношений отсчитывается именно от этой краткой заметки, написанной молодым 26-летним экономистом.
Кругман модифицировал классическую теорию международного разделения труда, формировавшуюся еще с XIX века. Она предполагала, что специализация стран в различных областях промышленного и сельскохозяйственного производства зависит от наличия в том или ином государстве технологий, рабочей силы, капиталов и т.д. При этом реальность выглядит не так тривиально, как теоретические схемы. Например, ряд стран одновременно и ввозит, и экспортирует сходные промышленные товары. Кругман создал модель, которая попыталась объединить стремление производителей увеличивать количество выпускаемой однотипной продукции и желаниями потребителей приобретать разнообразные товары.
Ученый-экономист исходил из того, что предприятие получает максимальный доход, если специализируется на определенном типе товара, но производит его в больших количествах. При этом покупатель хочет иметь возможность выбора между сходными товарами. Если индустрия некоторой страны идет на поводу у своего потребителя, то ей приходится увеличивать ассортимент, тем самым повышая издержки. Однако при наличии развитой международной торговли и сравнительно невысоких затратах на перемещение товаров можно использовать импортно-экспортные операции. В этом случае промышленность страны может увеличивать объемы производства однотипного товара, поставляя его и на свой рынок, и за рубеж. Потребитель, в свою очередь, имеет возможность выбирать между близкими отечественными и импортными товарами.
Владимир ДЗАГУТО