Время новостей
     N°190, 14 октября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.10.2008
Патриархальный спор
«Эстонский вопрос» едва не омрачил встречу глав православных церквей
Встреча глав поместных православных церквей, которая прошла в минувшие выходные в Стамбуле, имела целью продемонстрировать единство мнений патриархов и митрополитов по поводу пресловутых «вызовов современного мира» (что и было выражено в итоговом документе, под которым предстоятели церквей поставили свои подписи в воскресенье). Но, пожалуй, у этой встречи, приуроченной к двухтысячелетнему юбилею святого апостола Павла, было еще одно, не менее важное последствие, касающееся отношений одного из старейших православных патриархатов -- Константинопольского и крупнейшего -- Русского.

Присутствие Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на стамбульском соборе православных иерархов до последнего момента было под вопросом. Недовольство РПЦ вызвал тот факт, что «принимающая сторона» включила в число участников встречи митрополита Стефана, главу Эстонской апостольской церкви Константинопольского патриархата (ЭАПЦ), которую в Москве не признают и считают раскольничьей. Кроме того, в субботу стало известно о том, что Русская православная церковь приостановила свое членство в Конференции европейских церквей (КЕЦ) -- организации, объединяющей более 120 православных, старокатолических и протестантских церквей Старого Света. Причина та же -- «эстонский вопрос».

На заседании КЕЦ, проходившем в кипрском городе Протарос, стало известно о том, что организация включила в число своих членов Эстонскую церковь Константинопольского патриархата, в то время как заявка Эстонской православной церкви МП была отклонена. «Речь идет не о выходе из КЕЦ, а о временном приостановлении членства, которое может быть возобновлено при определенных условиях», -- подчеркнул в беседе с корреспондентом «Времени новостей» секретарь по межхристианским связям отдела внешних церковных связей Московского патриархата священник Игорь Выжанов. Важнейшим условием, по словам о. Игоря, является принятие в эту организацию в полном объеме ЭПЦ МП, которая объединяет большинство православных верующих Эстонии. «Мы не предлагаем вытурить оттуда ЭАПЦ, но настаиваем на разрешении Эстонской церкви Московского патриархата полноценно участвовать в работе конференции. На наш взгляд, это справедливо», -- выразил точку зрения Русской церкви секретарь по межхристианским связям ОВЦС.

Эстонский канонический спор остается неразрешенным более полутора десятков лет. После того как в 1991 году распался Советский Союз и Эстония вновь обрела независимость, у части тамошнего православного клира (напомним, православие исповедует большая часть русскоязычных граждан и «неграждан» Эстонии -- а это более 25% населения) возникла идея восстановить свою поместную церковь, существовавшую до 1941 года. «Церковным сепаратистам» удалось заручиться поддержкой Константинополя, и 22 февраля 1996 года Священный синод Вселенского патриархата учредил Эстонскую апостольскую православную церковь, которая канонически подчиняется Константинополю. Реакция священноначалия РПЦ была негативной и резкой -- вплоть до того, что патриарх Алексий II распорядился не поминать имя патриарха Варфоломея во время литургий.

Впоследствии после неоднократных переговоров между Москвой и Фанаром (так иногда именуют Константинопольскую патриархию, по названию стамбульского района, где издревле находится резиденция главы церкви) была достигнута договоренность о том, что в Эстонии могут сосуществовать две православные юрисдикции, а приходы получают право определять, к какой из церквей они принадлежат. В результате сложилась парадоксальная ситуация: «константинопольская» Эстонская церковь насчитывает 54 прихода и всего около 7 тыс. прихожан, а ЭПЦ Московского патриархата объединяет около 100 тыс. верующих, притом, что приходов у нее осталось почти вдвое меньше -- около 30.

Хотя острота вопроса снята, РПЦ продолжает оспаривать каноническую законность действий Константинополя на территории, которую Московский патриархат считает своей. Из-за этих разногласий делегация РПЦ не участвовала в некоторых предыдущих межцерковных мероприятиях, проходивших под эгидой Константинопольского патриархата -- например, Русская церковь была вынуждена отказаться от участия в проходившем в прошлом году заседании смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между православными и католиками.

Накануне открытия Всеправославного совещания Вселенская патриархия сообщила о том, что в Стамбул наряду с другими патриархами и митрополитами прибудет Стефан (Хараламбидес), митрополит Таллина и всея Эстонии «по версии Константинополя». В то же время в списке делегации РПЦ, которую возглавлял патриарх Алексий II, присутствовал Корнилий (Якобс), митрополит Таллинский и всея Эстонии Московского патриархата. Еще 3 июня Алексий II в письме патриарху Варфоломею выразил надежду, что Константинопольская церковь все же учтет точку зрения МП. После долгих переговоров предстоятели двух церквей пришли к компромиссу. Право подписания итоговой декларации собора предоставили только тем главам поместных православных церквей, чей статус никем не подвергается сомнению (таким образом «путь был заказан» также и самозваному Киевскому патриарху Филарету).

Завершившийся в выходные визит в Стамбул был уже третьим по счету для патриарха Алексия II в качестве предстоятеля Русской православной церкви. На сей раз он принял участие в божественной литургии, которая прошла в воскресенье стамбульском храме Георгия Победоносца и в которой сослужили главы и представители всех поместных православных церквей. Это богослужение стало кульминацией встречи, итогом которой явилось совместное заявление православных иерархов.

«Православные христиане разделяют с другими религиозными и нерелигиозными людьми планеты ответственность за современный кризис, потому что они безрассудно попустительствовали злоупотреблениям свободы или примирялись с ними, не противостоя им достойно словом веры, -- в частности говорится в этом документе. -- Таким образом, их величайшим долгом является вклад в преодоление разделений мира». По мнению предстоятелей церквей, общей тенденцией во многих современных государствах являются попытки вытеснить религию из общественной жизни. В послании утверждается, что «принцип светскости государства может сохраняться, но недопустимо понимать этот принцип как означающий радикальное изгнание религии из всех сфер жизни народа». Главы церквей упомянули и нынешний мировой экономический кризис, ставший, по их словам, результатом «извращенной экономической деятельности», вследствие чего «разрастается пропасть между богатыми и бедными». В целом же, постановили патриархи, отношение православия к проблемам современного мира должно быть продолжено в будущем году - помимо этого, следующее всецерковное совещание решено посвятить «вопросу продолжения подготовки Святого и Великого собора».

Михаил МОШКИН