|
|
N°189, 13 октября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Детский мир
У нас завелись Красавица и Чудовище
Спектакль «Красавица и Чудовище», что с минувших выходных ежедневно играют в Московском дворце молодежи, -- первый откровенно детский из череды мюзиклов, появляющихся в России. «Ромео и Джульетта» и «Нотр-Дам-де-Пари», «Метро» и «Кошки» были рассчитаны на самую благодарную аудиторию -- подростковую, «Чикаго» и Mamma mia! собирали более взрослый, более требовательный и более денежный зал. Особняком стоял (и останется в истории) «Норд-Ост» -- это было действительно зрелище для всех поколений. А вот мюзикл для тех, кому от шести до десяти, -- это впервые, и дебют компании Stage entertainment, перенесшей бродвейское действо в Москву, следует признать весьма удачным.
На сцене выстроен отличный сказочный мир -- и подробный (суматошная деревня, в которой живет Красавица, таинственный замок Чудовища), и мобильный (декорации сменяются мгновенно, не тормозя действие). История о девушке, расколдовавшей своей любовью превращенного когда-то в монстра принца, рассказана с добрым юмором и, как положено хорошей сказке, содержит в себе некоторое количество «инструкций жизни» для детей. При этом необходимая мораль не стучит детям по голове, а вплетена в текст вполне ненавязчиво.
Сюжет, знакомый нам по «Аленькому цветочку», в спектакле приобрел новых персонажей и новые интонации. Одним из важных героев стал охотник Гастон (Дмитрий Дьяконов), деревенский красавец, соизволивший обратить внимание на главную героиню и не допускающий мысли, что она может отказаться стать его женой. Тут не только формула «важна не внешняя красота, но внутренняя» получает еще одно подкрепление. (Гримеры Чудовища вдохновлялись обликом зубра, а режиссер по пластике -- манерами павианов, но, влюбившись, Чудовище выглядит созданием робким и трогательным, в то время как самодовольный красавчик-хам смотрится совершеннейшим уродом.) Тут важно, что проповедует Гастон: женщинам книжки читать не нужно, а то у них, не дай бог, появятся идеи, а лучшая участь для Красавицы -- рожать детей и полировать его сапоги. И то, как хохочет малышня над этим монологом (а Гастон все принимает скульптурные позы, демонстрирует бицепсы и ласково чмокает собственные надувшиеся мышцы -- первоклассная работа актера!), внушает некоторую надежду на социальный прогресс.
Чудовище, получив в заложницы героиню вместо забредшего в запретный замок ее папаши, оказывается под влиянием бодрой девицы очень быстро. Он учится говорить «пожалуйста». Она читает ему вслух книжки. (Чудовище, оказывается, прежде было неграмотным. И пусть в логике сказки есть прореха -- как же это его читать не выучили, когда еще принцем был, -- в замке же отличная библиотека? -- но дивная сцена, когда мохнатая зверюга переживает за героев книжной истории и подскакивает на месте, как ребенок, заставляет эту сюжетную небрежность забыть.) Мир мюзикла -- очень детский мир, и чувство, что возникает между героями, не имеет никаких сексуальных обертонов, как не бывает пола у плюшевых мишек.
Нельзя сказать, что взрослый мир и его печальные тона совсем не пробиваются в тексте -- замечательная прислуга замка, тем же волшебством, что придало звериный облик принцу, превращенная в тарелки, чайники и комоды (особенно хорош камергер Люмьер, ставший канделябром, -- его роль досталась Андрею Бирину), печалится о своей участи, и перспектива забыть себя, навсегда стать мебелью (если хозяина не расколдуют) придает довольно грустный оттенок их репликам. А еще некоторое количество страха появляется на сцене -- когда оскорбленный-отвергнутый Гастон организует поход жителей на замок счастливого соперника, в воздухе звенит настоящий злобный азарт. Толпа, мгновенно сбивающаяся в вооруженный вилами отряд и выкрикивающая обвинения в адрес никогда не виданного Чудовища, взрослых зрителей заставляет вспомнить аналогичные, совсем не сказочные ситуации, а детей -- просто переживать за героя, которого ждет атака этой банды.
На пресс-показе главные роли исполняли Екатерина Гусева (что любима зрителями мюзиклов еще с «Норд-Оста», а остальным населением страны -- с «Бригады») и Дмитрий Янковский. Из них вышла славная пара -- этакая отличница, впервые по-доброму взглядывающая на хозяина замка лишь после обнаружения библиотеки, и увалень, взлетающий, однако, в прыжках с обезьяньей ловкостью. Очевидно, что судьба принца после того, как его расколдовали, -- быть всю жизнь счастливым подкаблучником. Но это уже взрослый взгляд на сказку. Дети же просто радуются хеппи-энду.
Анна ГОРДЕЕВА