Финансовый кризис, заставивший
структуры Олега Дерипаски выйти из ряда промышленных активов, подталкивает олигарха к более решительным шагам по получению хотя бы какого-нибудь контроля в «Норильском никеле». Как известно, РУСАЛу принадлежит 25% плюс две акции никелевой компании, но ни на совет директоров, ни на менеджмент г-н Дерипаска не имеет никакого влияния (в отличие от главы «Интерроса» Владимира Потанина, напрямую владеющего около 30% акций «Норникеля»). В минувшую пятницу РУСАЛ решил наконец добиться созыва внеочередного собрания акционеров «Норникеля». «В требовании, направленном председателю совета директоров «Норильского никеля», РУСАЛ просит созвать внеочередное собрание акционеров для прекращения полномочий действующего совета директоров и избрания нового в расширенном до 13 человек составе (сейчас совет состоит из девяти членов. --
Ред.) в соответствии с решением, принятым на ежегодном собрании акционеров 30 июня 2008 года», -- говорится в сообщении алюминиевой компании. Кандидатами в независимые директора РУСАЛ предложил главу совета директоров FIAT Люку Кордеро ди Монтеземоло, президента золотодобывающей компании Kinross Gold Corporation Тая Берта и основателя инвесткомпании Half Moon LLC Джеймса Гудвина.
«Норникель» вечером в пятницу сообщил, что получил требование компании Gershvin Investments Corp. Limited (на балансе которой РУСАЛ держит акции «Норникеля») и рассмотрит его «в соответствии с действующим законодательством». Никаких пояснений этой фразы «Норникель» не дал. Согласно закону «Об акционерных обществах» собрание должно быть проведено в течение 70 дней с момента получения требования акционера, в данном случае до 20 декабря. По уставу «Норникеля» совет директоров должен рассмотреть требование Gershvin Investments в течение пяти дней и затем в течение трех дней направить ответ. «Решение об отказе в созыве внеочередного собрания может быть принято лишь в случаях, установленных федеральным законом», -- говорится в уставе.
Г-н Дерипаска давно желает расширить совет директоров «Норникеля» и ввести в его состав независимых представителей. От РУСАЛа в совете сейчас три человека, и очевидно, что они не в состоянии на что-либо влиять. Если в совете появятся независимые директора, это существенно снизит влияние на компанию со стороны г-на Потанина. Ведь тогда у главы «Интерроса» в совете будет ровно половина голосов, и он не сможет провести решения, против которых будут независимые или представители РУСАЛа.
Г-н Потанин сдавать позиции не собирается. Более того, он уже подготовился к внеочередному собранию акционеров:
три подконтрольные «Норникелю» компании на временно свободные средства скупили более 8% акций никелевого холдинга. Таким образом, если учесть традиционно невысокую явку акционеров (около 60--65%), то можно предположить, что г-н Потанин и подконтрольные «Норникелю» структуры обеспечат себе на внеочередном собрании более половины голосов.
Чтобы переломить ситуацию в свою пользу, г-н Дерипаска должен убеждать мелких акционеров «Норникеля» в своей правоте или скупать у них акции. Последнее для РУСАЛа и близких к нему структур сейчас, в условиях кризиса ликвидности, вряд ли возможно. Метод простого убеждения тоже вряд ли возымеет эффект, так как личность г-на Дерипаски на Западе в связи с исками Льва Черного, различными обвинениями властей США (в результате г-ну Дерипаске отказали в выдаче американской визы), расследованием об отмывании 57,5 млн долл. (об этом в минувшую пятницу написала The Wall Street Journal -- по информации издания, американские и британские следователи изучают странный перевод на эту сумму, отправленный подконтрольной РУСАЛу фирмой) и другими аспектами расценивается весьма неоднозначно.
Поэтому более чем вероятно, что на собрании акционеров г-н Потанин проголосует против расширения и смены состава совета директоров «Норильского никеля».