Патриотизм, мораль, здоровый образ жизни, спорт -- все это премьер Владимир Путин хочет нести в массы с помощью госзаказа через СМИ и кинематограф. Об этом он заявил вчера, находясь в родном Санкт-Петербурге.
Казалось бы, ничто не предвещало, что Владимир Путин начнет праздновать свой 56-й день рождения с обкатки подобного ноу-хау. Утреннее общение с преподавателями и студентами Санкт-Петербургского университета профсоюзов, конечно, предполагало разговор о воспитании подрастающего поколения, но не предвещало госзаказа на журналистику и кино. Нельзя сказать, чтобы премьер выступил инициатором такого госзаказа, скорее, он интуитивно среагировал на довольно пафосную речь ректора университета Александра Запесоцкого о силе пропаганды. «Сегодня телевидение -- это враг педагога, и дело не во вкусах. СМИ -- это очень мощное средство пропаганды. Школьному учителю невозможно противостоять телевидению, а нам сложно перевоспитывать ребят, наученных первыми каналами», -- изложил ректор свою позицию премьеру. И потребовал от правительства «не только раздавать частоты», но и воздействовать на СМИ,
принуждая пропагандировать мораль и нравственность.
Поначалу Владимир Путин вроде бы решить отшутиться: "Телевидение, может быть, не враг, а брак педагогов? Кто воспитывает-то?" Он даже замолвил словечко в защиту руководителей госканалов. Дескать, они уже начали понимать, что происходит с обществом.
"Что в целом с моралью? -- задался премьер риторическим вопросом и тяжело выдохнул на ответе: -- Здесь государству одному не справиться". После чего перешел к вопросу о правильной государственной пропаганде: "Мы не можем командовать СМИ. Ни электронными, ни печатными. Нам только дай покомандовать, не будем знать, как выпутаться". На его взгляд, выход все-таки есть -- государственный заказ. «Тогда и мораль будет, и патриотизм, -- заверил г-н Путин. -- Главное не жадничать. До сих пор мы жадничали!»
А то, что премьер не собирается скупиться, возрождая общественную мораль и государственный патриотизм, он сам подтвердил чуть позже, открывая совещание по развитию отечественной кинематографии. Владимир Путин, рассказав об успехах современной отечественной кинематографии, сообщил, что государственная казна каждый год будет тратить на кинематограф не менее 2 млрд руб. А в 2010-м -- 4,3 млрд. Он также высказал идею, что можно выделять из бюджета премии или гранты тем продюсерским кинокомпаниям, которые собирают массовую аудиторию, в размере 10% от кассовых сборов. От имени государства премьер обещал развивать структуру кинопроката в населенных пунктах, где проживает менее 100 тыс. человек.
Судя по всему, профильные министерства не особо хотят взваливать на себя функции госзаказчиков. Эта ноша явно тяжела. Глава Министерства культуры Александр Авдеев, правда, пытался демонстрировать оптимизм. Он заявил журналистам по окончании совещания, что отбор фильмов вслепую, который практикуется сейчас, -- плохая практика. По словам г-на Авдеева, видные деятели кино критиковали 94-й федеральный закон, который не дает возможности режиссеру выбрать интересующий его сценарий для постановки, "а все отдает на откуп комиссии, действующей на основе одного принципа -- себестоимости". Министр культуры подчеркнул, что необходимо менять ситуацию, когда при отборе сценариев доминирует бухгалтер, а не режиссер.
Министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев был менее радикален в высказываниях. Госзаказ в сфере кинематографии он видит как компромиссный процесс. По его словам, новое Госкино должно появиться «на основе согласия и взаимного убеждения». Г-н Щеголев сообщил, что дальнейший диалог по столь важной теме власти и представители отрасли продолжат пока под присмотром главы правительства. В ближайшее время в Белом доме будет создан совет по кино и телеиндустрии при премьер-министре, который займется внедрением новых подходов в теле- и кинопроизводстве. В этот орган будут входить представители государства, прокатчики, продюсеры и производители фильмов.
Темы госзаказа в сфере СМИ, которую также затронул вчера Владимир Путин, глава Минкомсвязи подробно не касался. Что вполне можно понять. Механизм и условия реализации такого заказа придумать довольно сложно. Тут все может кончиться банальным созданием очередных очень затратных для бюджета официозных средств массовой информации, которых в России и так достаточно.