|
|
N°186, 08 октября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Конец эпохи Абашидзе
Аджария выбирает свой маленький парламент, которому заранее грозят перевыборы
9 октября аджарская избирательная комиссия обнародует список кандидатов в депутаты, допущенных к выборам, которые пройдут 3 ноября в единственной сохранившейся под контролем Тбилиси автономии. Примерно в эти же сроки парламент Грузии примет «Закон об оккупированных территориях», который запретит любые контакты в обход Тбилиси с Абхазией и Южной Осетией.
Россия в конце августа признала независимость Абхазии и Южной Осетии. А вот сохранить контроль над Аджарией грузинскому центру помогли как раз посреднические действия Москвы. Отношения между центром и Батуми накалились до предела после того, как в Грузии к власти осенью 2003 года пришли «революционеры» во главе с Михаилом Саакашвили. Аслан Абашидзе, правящий в автономии, где на площади в 2,9 тыс. кв. км проживают 379 тыс. человек, не пожелал удовлетворить аппетиты амбициозного руководства Грузии, которое хотело поставить под контроль финансовые потоки, проходящие через этот черноморский регион.
В начале мая 2004 года противостояние грозило перерасти в гражданскую войну. Абашидзе взорвал мосты через реку Чолоки на границе с остальной Грузией. 42-летний генерал-майор Роман Думбадзе, командовавший дислоцированной в Аджарии бригадой, также вышел из подчинения министерству обороны и заявил о верности Аслану Абашидзе. Аджария на базе этой бригады и местного МВД создала собственные вооруженные силы.
В Аджарию срочно вылетел тогдашний секретарь российского Совета безопасности Игорь Иванов. За полгода до этого ему в качестве главы российской дипломатии довелось участвовать в урегулировании тбилисского кризиса, который завершился добровольной отставкой с поста президента Эдуарда Шеварднадзе.
6 мая 2004 года Абашидзе с окружением (генерала Думбадзе успели арестовать грузинские оперативники) на самолете российского посредника покинул Аджарию и вылетел в Москву. Отдельным рейсом вдогонку ему выслали личные вещи и любимую кавказскую овчарку. Саакашвили объявил: «Аджария свободна». Летом того же года Аджария избрала новый парламент. 26 мест получило правящее «Единое национальное движение», остальные четыре -- оппозиция (три места получили республиканцы, одно консерваторы).
Михаил Саакашвили задумал улучшить экономическую ситуацию в Аджарии на зависть Абхазии и Южной Осетии, и правительство Грузии вложило немало инвестиций в развитие там курортной сферы, а также в решение хозяйственных вопросов. Но в Сухуми и Цхинвали этому не поверили, обратив внимание на другое: если Тбилиси не нравятся руководители «на местах», их изгоняют.
Нынешний августовский конфликт на Кавказе заставил вспомнить о 68-летнем Абашидзе и его соратниках. Осужденный за измену родине пожизненно Роман Думбадзе сразу после пятидневной войны был передан российским военным в обмен на 12 военнопленных грузин. Инициатором такого обмена стал представитель российского военного командования в Грузии во время августовских событий, заместитель командующего ВДВ генерал-майор Вячеслав Борисов. Несколько лет назад генерал Борисов командовал российской базой в Батуми (Россия вывела ее в 2006 году) и хорошо знал и Абашидзе, и Думбадзе. Представители Грузии, участвовавшие в процессе обмена, говорили, что генерал Борисов позвонил в Москву Аслану Абашидзе и сообщил об освобождении генерала Думбадзе.
Сказалась война и на экономическом положении в Аджарии. Был сорван курортный сезон. Важные проекты экономики оказались под угрозой. Например, Казахстан отказался от строительства в Батуми нефтяного терминала.
В Тбилиси рассчитывают, что предстоящие выборы должны стать окончательным завершением эпохи Аслана Абашидзе. Однако многие оппозиционные силы отказались от участия в них, объясняя это тем, что за прошедшие четыре года демократии в автономной республике стало еще меньше. В качестве примера приводится сокращение депутатских мандатов с 30 до 18 (шесть мажоритариев и 12 представителей партий). «Во время президентских выборов 5 января Саакашвили проиграл в Батуми и некоторых районах Аджарии. После этого власти решили, что среди 30 депутатов может оказаться еще больше оппозиции, а вот 18 парламентариев проконтролировать легче», -- заявил «Времени новостей» республиканец Давид Бердзенишвили.
На проведение выборов в Аджарии центр выделил более 2 млн долл. Как рассказал «ВН» начальник юридической службы аджарского избиркома Фридон Батнидзе, 292 тыс. избирателей проголосуют в шести округах на 331 участке. Для партий установлен пятипроцентный барьер. «Активность избирателей будет низкой, -- прогнозирует Бердзенишвили. -- Реальная оппозиция в выборах не участвует, если не говорить о сателлитах правящей партии. Мы за проведение весной новых парламентских выборов во всей стране. Это подразумевает и новые выборы в Аджарии».
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси