Канцлер ФРГ Ангела Меркель, накануне участвовавшая
в антикризисном саммите в Париже, вчера была вынуждена комментировать скандальную ситуацию в банковском секторе Германии. Мюнхенский банковский холдинг Hypo Real Estate, казалось бы, несколько дней назад спасенный при участии правительства от банкротства, все-таки оказался на грани краха. Банки, которые решили прогарантировать кредитную линию для Hypo Real Estate, отказались от своих намерений: проблемы оказались серьезнее, чем они ожидали.
Г-жа Меркель вчера заявила, что правительство «не позволит, чтобы тяжелое положение одного финансового института стало бы тяжелым положением всей системы», и заверила, что власти «усиленно работают» над тем, чтобы спасти Hypo Real Estate. Новости из Мюнхена, судя по всему, оказались сюрпризом для властей, поскольку и министр финансов Германии Пеер Штайнбрюк вчера говорил, что «возмущен» действиями руководства холдинга.
Как известно, план спасения предполагал, что HRE получит кредитную линию в 35 млрд евро, из которых 26,6 млрд планировало предоставить федеральное правительство, а еще 8,5 млрд -- частные банки. Но в субботу банк выпустил сообщение: «Предполагавшийся спасательный пакет включал в себя кредитную линию, которую должен был обеспечить консорциум в составе нескольких финансовых институтов. Теперь этот консорциум отказался предоставить данную линию». Причины провала в заявлении банка не указываются, но речь, очевидно, идет о неверии кредиторов в то, что 35 «гарантированных» миллиардов окажется достаточно и банк сможет благодаря этим вливаниям удержаться на плаву. Во всяком случае, воскресная Welt am Sonntag сообщила, что аналитикам Deutsche Bank стало известно: HRE до конца текущего года будет не хватать 50 млрд евро, а до конца 2009 года объем проблем может возрасти и до 100 млрд.
Представитель самого Hypo Real Estate поспешил назвать подобные выводы «нелепыми». Однако тут же подтвердил, что ситуация с ликвидностью ирландской дочерней компании Depfa, «благодаря» которой концерн и оказался втянутым в водоворот кризиса, еще больше ухудшилась. Компания Depfa обладает имиджем значительного и «исключительно солидного» института по финансированию государственной инфраструктуры. В последние годы Depfа систематически рефинансировала долгосрочные ценные бумаги с помощью краткосрочных средств с рынка. Когда этот механизм финансирования перестал действовать, у Depfa и возник гигантский недостаток ликвидности.
Ввиду того, что Hypo Real Estate и Depfa все же необходимо обслуживать текущие финансовые обязательства, эксперты считают, что «очень скоро» -- может быть, уже сегодня -- концерну грозит неминуемый крах.
В этих условиях федеральное правительство не скрывает своей обиды на «дезертировавшие» банки. «Нам надо подумать, как мы сможем снова смести черепки, которые они (т.е. частные банки. --
Ред.) нам подбросили под дверь, -- сетовал в выходные официальный представитель федерального министерства финансов в Берлине, где собрался кризисный совет по спасению HRE. -- Именно этим и озабочено правительство начиная с воскресного утра. При этом экспертам, которые уже однажды разобрали Hypo Real Estate по частям, для того, чтобы снова собрать концерн после вливания в него свежих денег, следует сначала разобраться в новой ситуации».
Впрочем, времени на размышления совсем немного. Ведь принятое окончательное решение проблемы банка лишь в том случае будет иметь хотя бы какой-то вес, если будет принято до того момента, когда ранним утром откроются биржи в Азии. Поэтому вчера представители федерального правительства Германии использовали все свое красноречие, пытаясь снова вдохновить «отказников» на помощь HRE. «Сейчас наступило время, когда мы все должны показать свою ответственность», -- сказал вчера пресс-секретарь федерального министра финансов Германии Торстен Альбиг. Каждый должен, продолжал он, соответствовать своей мере ответственности -- в зависимости от своей «близости к ответственности». Открытым текстом сказанное означает, что не кто иной, как сама финансовая отрасль своими действиями вызвала международный кризис и возможный крах Hypo Real Estate. Поэтому самим банкам и решать, каким образом справляться с этой проблемой.
Тем временем власти Бельгии, Голландии и Люксембурга не стали полагаться на партнеров из банковского сектора и решительно взялись за спасение финансового холдинга Fortis. Эту бельгийско-нидерландскую банковскую группу, чьи вкладчики начали интенсивно обналичивать свои счета, решено разделить «по национальному признаку» и национализировать. Правительство Бельгии станет 100-процентным акционером банка Fortis Belgium, а правительство Нидерландов на специальном совещании в пятницу решило выкупить голландскую часть группы, включающую, в частности, банк ABN Amro.
Эти решения тоже представляют собой резкое изменение первоначального плана по поддержке Fortis. Неделю назад правительства Бельгии, Нидерландов и Люксембурга решили инвестировать в группу 11,2 млрд евро (Брюссель намеревался инвестировать 4,7 млрд евро в бельгийский Fortis Bank, Гаага -- 4 млрд евро в Fortis Bank Nederland, а Люксембург -- 2,5 млрд евро в Fortis Banque Luxembourg). При этом в госсобственность должны были перейти 49% акций во всех трех банках. Однако этот план предполагал продажу ABN Amro, под которой голландцы подписались в расчете на то, что его купит голландский же ING. Когда он отказался от приобретения, Нидерланды постарались переиграть весь план.
Теперь группа Fortis будет трансформирована из бельгийско-голландской в бельгийско-люксембургскую, а правительство Нидерландов за 16,8 млрд евро выкупит Fortis Bank Nederland (Holding) N.V., банк ABN Amro и страховую компанию Fortis Insurance Netherlands N.V. По сообщению РИА Новости, представитель нидерландского министерства финансов сообщил, что речь идет о временной мере и Fortis будет снова продан в частные руки -- как только на финансовых рынках установится спокойствие. В свою очередь глава голландского ЦБ Нут Веллинк заявил, что в результате сделки будут «спасены два системных банка, являющиеся частью кровеносной системы нидерландской экономики».