|
|
N°182, 02 октября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Буш готовит миллиарды
Президент США выделит 25 млрд долларов для поддержки национального автопрома
Для выживания в условиях экономического кризиса крупнейшие американские автопроизводители получат от государства долгосрочный кредит на сумму 25 млрд долл., сообщила вчера газета The Wall Street Journal. Такое решение накануне принял американский сенат, а в ближайшие дни, как ожидается, его поддержит и президент страны, после чего оно вступит в законную силу. Бюджетные средства разделят между собой три крупнейшие автокомпании, так называемая «детройтская тройка»: General Motors, Ford и Chrysler. Как ожидается, они вложат эти средства в производство моделей автомобилей и грузовиков, более экономно расходующих топливо, -- малолитражек и гибридов. По заявлениям чиновников, компании начнут получать деньги не раньше чем через полгода. Однако эксперты считают, что тянуть с этим не стоит, даже несмотря на то, что эти средства мало что изменят. Дело в том, что продажи автомобилей в США упали до уровня 15-летней давности, а убытки исчисляются десятками миллиардов долларов. Только за прошедший год продажи Chrysler снизились на 36%, а Ford и General Motors -- на 25 и 24%.
Впрочем, по законодательству США на то, чтобы разделить средства между участниками программы, у министерства энергетики (а именно оно и займется распределением средств) будет 60 дней. Однако его представители уже заметили, что не смогут управиться в столь короткие сроки. «Для такой масштабной программы предусмотрен целый ряд юридических и административных моментов. На то, чтобы разобраться с ними, потребуется от шести до 18 месяцев», -- пояснила The Wall Street Journal представитель министерства Хили Баумгарднер.
Впрочем, как уверяют представители автоконцернов, деньги им нужны как можно скорее, так как спрос на автомобили в США стремительно падает -- за прошедший год «детройтская тройка» потеряла почти 5% американского рынка. Однако эксперты не склонны рукоплескать американским чиновникам, так как убеждены, что предоставленных средств будет слишком мало даже для вывода американских компаний из кризиса. «Сумма очень маленькая. В условиях кризиса каждому автоконцерну требуется не менее 50 млрд долл. для внедрения каких-то своих разработок, -- отметил Илья Макаров из UBS. -- Поэтому действия американских властей выглядят как некая отмашка в преддверии президентских выборов».
Предоставление кредита, впрочем, уже раскритиковали и представители немецкого автопрома. «Подобное вмешательство государства искажает принцип свободной конкуренции», -- заявил гендиректор концерна MAN AG Антон Вайнманн во время выставки коммерческого транспорта в Ганновере, сообщает Automotive News Europe. В этой ситуации США могут получить вполне адекватный отпор в рамках торговых соглашений по ВТО, считают западные эксперты.
Ирина ЦЫРУЛЕВА