Время новостей
     N°181, 01 октября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.10.2008
"Бей скинов -- спасай Россию!"
Прокуратура хочет ловить нацистов в Сети
Дмитрий Медведев неожиданно придал яркость прошедшим вчера в Госдуме слушаниям «О проблемах законодательного обеспечения противодействия преступности на почве национальной, расовой и религиозной нетерпимости». Президент, представляя в Георгиевском зале Кремля офицеров, назначенных им на высшие командные должности, заговорил о той же проблеме. «Особый акцент следует сделать на борьбу с экстремизмом и национализмом», -- сказал глава государства и пригрозил всем, кто пытается «расшатать наше общество и нарушить сложившийся в России гражданский мир». Сразу оказалось, что депутаты, которые проводили слушания, чуть ли не упредили инициативу Дмитрия Медведева.

Слушания проводили сразу три профильных комитета нижней палаты парламента -- по безопасности, по делам национальностей, а также по делам общественных и религиозных организаций. Помимо депутатов в зале были чиновники, ученые, правозащитники и даже курсанты одного из милицейских вузов. Целый ряд был занят очень симпатичными девушками в форме. Глава думского комитета по безопасности Владимир Васильев под конец заседания даже специально обратил внимание на их присутствие, сказав взволнованно: «Приятно, что мы не одиноки в своей борьбе».

«Гвоздем программы» стал доклад заместителя генпрокурора России Виктора Гриня. Из доклада явствовало, что Россию накрывает растущая волна преступлений экстремистской направленности. Если в 2004 году таких преступлений было зарегистрировано всего 130, то в 2007-м -- уже 356, а за восемь месяцев нынешнего, 2008-го -- 250. За первую половину года было совершено 19 "этнических" убийств, из которых 17 -- лицами в возрасте от 16 до 21 года. Подавляющее большинство этих убийств (17 из 19) совершено в Москве.

Представители правительства Москвы попытались исправить имидж столицы, сообщив, что в городе проводится эксперимент с введением в школах факультативов по изучению народов России и мировых религий. Мэрия, видимо, отдает себе отчет в том, что Москва как крупнейший город, принимающий мигрантов, оказывается буквально на передовой сложного общественного процесса взаимной адаптации приезжих и коренных жителей.

Московские чиновники убеждены, что право быть москвичом определяется не этнической принадлежностью, а тем, что человек сделал для своего города. Но в целом столичная мэрия выступает за скорейшую разработку антидемпингового трудового законодательства -- чтобы работодатели не имели возможности нанимать мигрантов за низкую зарплату, когда на данное место могут претендовать жители города, региона или хотя бы близлежащих частей страны, пусть их труд и стоит дороже.

Страх за потерю доступа к ресурсам рынка труда за счет притока дешевых рабочих рук -- один из основных факторов роста нетерпимости и даже ненависти к чужим. Этот факт признала замдиректора Федеральной миграционной службы Екатерина Егорова. Другой существенный момент, отягчающий счастливое возвращение России к традициям интернационализма (которые пытались культивировать советские руководители), -- страшная архаизация жизни в регионах, являющихся источником миграционного притока. Она ведет к тому, что приезжие оттуда не в состоянии элементарно сориентироваться в социальном механизме большого города и создают свое замкнутое диаспоральное сообщество. Его члены не всегда видят необходимость хотя бы знать русский язык, а иногда и вовсе ведут себя откровенно агрессивно.

Да и традиция взаимного уважения и терпимости, призрак которой улыбается нам с обложек советских школьных учебников, а также выцветших афиш всесоюзных фестивалей песни и пляски, в сущности, не так уж и прочна. Но в данном случае парламентарии и их коллеги из Общественной палаты, как ни странно, готовы равняться на США -- в плане огромной практической работы по "деэтнизации" внутренней политической и общественной жизни, проделанной в этой стране в последние десятилетия.

Правда, совсем «деэтнизировать» внутреннюю жизнь -- так, чтобы все россияне независимо от происхождения и религии считали себя частью «многонационального российского народа», -- удастся, видимо, нескоро. Сенатор от Северной Осетии Валерий Кадохов вспомнил о проблемах Северного Кавказа, из которых многие связаны с отъездом оттуда этнических русских. Русские всегда были там социальной «подушкой безопасности». Даже в условиях архаизации местных этнических сообществ и роста взаимной нетерпимости их представителей в 1990-е годы русские на Кавказе сохраняли в своей среде определенные поведенческие образцы.

Г-н Кадохов подверг критике Министерство регионального развития, которое стало многофункциональным ведомством, отвечающим одновременно «и за межнациональные отношения, и за реформу жилищно-коммунальной сферы, и за проблемы Кавказа»: «Каким бы хорошим ни был министр, получается эффект воды, разлитой по полу. Межнациональными отношениями занимается один департамент Минрегиона, хотя очевидно, что должна быть соответствующая самостоятельная структура исполнительной власти на федеральном уровне», -- сказал сенатор.

Восстановление Миннаца стало одним из центральных предложений по итогам слушаний. Кроме того, законодатели хотели бы поскорее увидеть разрабатываемую несколькими профильными ведомствами концепцию развития межнациональных отношений в РФ -- такую, которая делала бы акцент именно на единство, а не на различия населяющих страну групп. Потому что если продолжать подчеркивать различия, снова может возникнуть угроза распада государства.

При этом пренебрегать этническими различиями и особенностями никто, разумеется, не собирается. Депутаты намерены поправить федеральный закон о национально-культурных автономиях -- так, чтобы расширить возможности бюджетного финансирования этих мирных и условно деполитизированных форм этнической активности.

Будут, видимо, предложены меры по ужесточению ответственности за преступления, связанные с этнической и религиозной ненавистью. Как справедливо заметил один из участников слушаний, едва ли стоит радоваться росту числа фиксируемых преступлений такого рода -- этот рост говорит скорее о неумении правоохранительных и профилактических структур работать, а не об их высокой квалификации. Была озвучена статистика Верховного суда, из которой явствовало, что по всем составным частям 282-й статьи УК («возбуждение ненависти или вражды») за довольно значительный период до суда реально дошло лишь 21 дело. Причем в двух случаях обвиняемых отпустили, а во всех остальных наказания были либо условными, либо не превышали года лишения свободы.

Наконец, почти каждый оратор находил необходимым побольнее пнуть средства массовой информации и особенно Интернет. И Интернет, и СМИ (последние, по мнению одного из ораторов, существуют в нашей стране на деньги налогоплательщиков) являются рассадником и проводником экстремистских идей. Заместитель генпрокурора г-н Гринь посетовал на видеоигры, в которых участнику по сюжету предлагается стрелять в персонажей другой национальности, и на недостаток правового аппарата, регулирующего работу Интернета. Особенно мешает правоохранителям то, что многие экстремистские сайты размещены на зарубежных серверах.

Необходимость контроля над Сетью, кажется, возражений не вызывала, хотя член Общественной палаты, президент фонда «Холокост» Алла Гербер на всякий случай показала собравшимся свежий номер вполне традиционной газеты «Дуэль», наполненный сожалениями о том, что «Иосиф Сталин и Адольф Гитлер так и не договорились между собой». «Дальше я читать не стану, меня тошнит», -- сказала г-жа Гербер. Ее, по-видимому, удивляет неспособность российской правоохранительной системы, интересующейся интернет-технологиями, пресечь выпуск подобного рода изданий. В конце, устанавливая терпимость в отдельно взятом думском зале, глава комитета по безопасности Владимир Васильев поздравил всех мусульман с днем окончания священного месяца Рамадан, а после напоминания г-жи Гербер -- также и евреев с наступлением нового года.

Иван СУХОВ
//  читайте тему  //  Ксенофобия и неофашизм в России