|
|
N°181, 01 октября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Глеб Панфилов: Убежден, будущее за настоящим кино
5 октября на канале «Россия» премьера -- новый фильм Глеба Панфилова «Без вины виноватые» по мотивам пьесы Островского.
В роли Отрадиной-Кручининой Инна Чурикова. Ее сына, Незнамова, сыграл не профессиональный артист, сын Инны Чуриковой и Глеба Панфилова Иван Панфилов, по образованию юрист. В других ролях Виктор Сухоруков, Альберт Филозов, Олег Янковский.
О том, как нынче стародавняя пьеса переплавилась в кинопроизведение, и о судьбе фильма Глеб ПАНФИЛОВ рассказал накануне премьеры Ольге ШЕРВУД.
-- Глеб Анатольевич, почему «Без вины виноватые» не вышли в прокат?
-- Фильм сделан на деньги ВГТРК, они владеют правами. Картина, как и «В круге первом», снималась на пленку 16 мм; переведенная на пленку 35 мм, она могла бы выйти на большой экран. Однако создание кинокопий -- дело весьма затратное. Фильм, понятно, не слишком коммерческий, без поддержки в прокате от Минкульта выпускать невозможно. Поскольку в нашем ведомстве очередная перестройка, финансирование застопорилось для всех.
Право канала выпустить телеверсию, что они и делают 5 октября, в день рождения Инны Чуриковой.
-- Кстати, говорилось и о киноверсии «В круге первом» -- что с ней?
-- Она сделана, авторское название фильма -- «Хранить вечно»; как вы помните, это печать на папке с личным делом... Это не урезанный сериал, а совсем иная картина, созданная по другому сценарию. В центре история Володина, он главный герой (в исполнении Дмитрия Певцова. -- О.Ш.), а многие персонажи просто отсутствуют. Права на эту работу принадлежат кинокомпании «Вера»; хороший повод фильм обнародовать -- 90-летие Александра Исаевича Солженицына, которое будет 11 декабря. Но пока вопрос выпуска не решен.
-- А кино- и телеверсия экранизации пьесы Островского чем-то различаются, кроме длины?
-- Да, в телеверсии я предлагаю эпилог и даже новых персонажей. Считаю это возможным, поскольку стоит титр «по мотивам». Но я работал с уважением к автору. Например, целиком «вернул» первое действие, которое у автора означено «Вместо пролога»; как правило, его обычно постановщики опускают или дробят на кусочки этаких флэшбеков, именно так сделано в старой картине с Аллой Тарасовой (режиссер Владимир Петров, 1945. -- О.Ш.).
А по сути пролог сильнейший. Это фактически и есть история любви Отрадиной. Именно тогда мы узнаем не только о том, что она влюблена -- глубоко, серьезно, но и что любимый предал ее.
-- Открытием для зрителей, очевидно, станет приглашение на роль Незнамова Ивана Панфилова?
-- Прежде я должен сказать, что взял на роль Отрадиной Чурикову, действительно хорошую актрису, по рождению, по призванию, а не просто милую сердцу исполнительницу. Это очень важно, поскольку в пьесе Отрадина -- великая актриса, объект всеобщего поклонения. Посредственность не может играть эту роль. И уже во-вторых то, что «в пару» к актрисе я уговорил ее сына, Ивана. Ибо для меня поговорка о яблоке и яблоне не пустой звук. Да, талантливые актеры в принципе могут изобразить мать и сына. Но мне захотелось пойти дальше -- сыграть с матерью и сыном. Редко выпадает подобное, очень редко; грех было упустить такую возможность, тем более что она как бы сама шла в руки. При этом Иван еще и очень по характеру подходит для Незнамова, хотя трактовок этого характера могут быть десятки...
-- Родственность важнее, чем, скажем, профессиональное образование?
-- Дело в другом. Этим выбором я сразу снял множество вопросов. Не надо обсуждать, подходит этот молодой человек для роли сына Чуриковой или нет. Он просто ее сын, и меня как режиссера это не беспокоит. Кроме того, другое важное обстоятельство: это поздний ребенок. Потеря позднего единственного ребенка имеет совершенно иной градус. Трагический. Или у нее есть сын -- или нет. Так возраст становится обстоятельством драматургическим, очень сильным и впечатляющим.
-- А кто сыграл отца?
-- В роли Мурова Олег Иванович Янковский. Человек неюный, скажем прямо. И потому, когда речь в прологе заходит о деньгах, о маменьке, которая не даст ни копейки, если он женится не по ее воле, опять возникает личная драма. Одно дело, когда на подобные обстоятельства жалуется молодой человек, и другое -- когда тот, кому пятьдесят как минимум.
-- Правда эффект может быть в этом случае и вполне комическим...
-- Роль Мурова и есть трагикомическая. У Янковского за последние лет десять явно обнаружился комедийный талант. Причем этот выдающийся артист очень хорошо контролирует себя в таком качестве, держит очень тонкую грань между серьезным и смешным. Комедийность при импозантной внешности особенно редка. Почему Отрадина влюблена в Мурова? Хорош собой, обаятелен, хотя и подл. Нельзя не влюбиться -- как в героя Мастроянни в фильме «Развод по-итальянски». Ну обманул, ну подонок, а не влюбиться невозможно.
Дуэт Чуриковой и Янковского придает истории реальный какой-то вес. Ощутимый, осязаемый. Современный очень. Простая история, лирическая, пронзительная местами. И весьма поучительная.
-- Вы упомянули эпилог и новых персонажей, кто они?
-- Например, Нина Синебрюхова, дочь купца первой гильдии. Она моет полы в театре, а хочет быть артисткой. Типично, довольно распространено... Эта девочка потом становится женой Незнамова, они играют в одном спектакле. Я позволил себе предложить эпилог, поскольку, с моей точки зрения, театр не только разъединяет, но и объединяет людей. Вот смысл эпилога.
-- Вы не перенесли действие в иное время?
-- Совсем немного приблизил к нам -- в девяностые годы XIX века. Автомобили не показываю, но лампочка Яблочкова уже горит. То есть электричество присутствует. Это экономическая необходимость: газовый свет потребовал бы совсем иную, гораздо большую смету затрат.
-- Назовите, пожалуйста, своих сопостановщиков.
-- Оператор Михаил Агранович. Художник Анатолий Панфилов, мой старший сын. Композитор Вадим Биберган, с которым мы вместе начинали на «Ленфильме» картинами «В огне брода нет» и «Начало» и сотрудничаем с тех пор всегда.
-- Недавно вы как раз были в Петербурге, где возглавляли жюри студенческого конкурса «Начало», названного так в честь вашего же знаменитого фильма.
-- Принимая приглашение, я даже не подумал об этом. Действительно... Вспоминаю сейчас, что мне стоило немалого труда убедить начальство не только назвать картину этим словом (поскольку сценарий именовался «Девушка с фабрики»), но и поставить этот титр в конце фильма вместо привычного титра «конец». Это был некий шок, но меня поняли.
-- Что вы думаете о перспективах нашего кинематографа?
-- Я убежден, что будущее за настоящим кино. Пристрастие к развлечению любой ценой и в любых обстоятельствах пройдет, как поветрие. Молодежь вернется к серьезному, к снятому по внутренней потребности. И среди будущих авторов есть люди, которые станут снимать не только денег ради. Хотя жизнь диктует условия выживания, и надо думать, как удержать внимание зрителей преимущественно американских картин, что непросто. Впрочем, одни всегда предпочтут содержательное, а другие -- развлекательное. Что поделаешь...
|