Финансовый кризис полным ходом движется по Европе. Вчера с важнейших финансовых площадок Старого Света поступали сообщения о неотложных мерах, которые готовы принять правительства стран ЕС, чтобы поддержать ряд частных банков, попавших в кризисный водоворот.
Правительство Великобритании объявило о национализации банка Bradford & Bingley. Совместными усилиями власти Бельгии, Нидерландов и Люксембурга соорудили материальную подпорку компании Fortis. В прошлом году, в канун кризиса, голландско-бельгийская Fortis, которая объединяет банковский и страховой бизнес,
купила часть ABN Amro, потратив на это огромные средства. Сейчас для спасения этой крупнейшей финансовой компании решено выложить 11,2 млрд евро. Такая впечатляющая сумма будет разделена между тремя странами. Котировки акций Fortis в пятницу упали на 20%, до 14-летнего минимума. Капитализация банка снизилась до 17,8 млрд долл., это примерно в три раза меньше, чем было в начале года. Вчера в начале торгов бумаги потеряли в цене еще 6,5%. Летом этого года сообщалось, что российский бизнесмен Сулейман Керимов якобы вкладывает значительные средства в Fortis. Как считается, Fortis пока самый большой европейский банк, пошатнувшийся из-за кризиса на финансовом рынке. На этом фоне почти незаметным выглядит решение правительства Исландии приобрести всего за 600 млн евро 75% акций крупнейшей кредитной организации страны Glitnir Bank.
Правительство Германии также вынуждено прибегнуть к экстраординарным мерам. Еще в конце прошлой недели германский министр финансов социал-демократ
Пеер Штайнбрюк обвинил администрацию США, готовую выделить 700 млрд долл. финансовой отрасли страны, в предательстве принципов свободного рынка. А вчера, еще до новостей об отклонении американского законопроекта, стало известно, что тот же федеральный министр одобрил предоставление из госказны 35 млрд евро в качестве гарантии по срочному кредиту консорциума немецких банков для спасения мюнхенского Hypo Real Estate (HRE), одного из крупнейших институтов Германии в сфере финансирования недвижимости. По его словам, частные банки готовы подставить плечо HRE, и правительство Ангелы Меркель выступило их гарантом. Речь при этом не идет о уже возникших убытках, говорится в официальном заявлении минфина. Но если придется воспользоваться гарантиями, то нагрузка ляжет, конечно, на эти банки и федеральное правительство. А значит, европейским налогоплательщикам придется испытать на себе груз пакета помощи частному банку-банкроту.
Не лучшим образом многомиллиардная «соломинка» для спасения тонущего финансового института может сказаться и на имидже партий, входящих в правительственную коалицию. Ведь не за горами очередные выборы в бундестаг, которые пройдут осенью будущего года. А правительство Ангелы Меркель поставило перед собой цель добиться к 2011 году сбалансированного госбюджета без новых задолженностей. Если за нынешние и предстоящие провалы HRE все же придется расплачиваться правительству в Берлине, то будет сделан большой шаг в противоположную сторону от подобных амбициозных планов. В реальной жизни 35-миллиардный пакет помощи будет выдан в два этапа: 14 млрд евро частные банки и федеральное правительство поделят между собой в соотношении 60 и 40% соответственно, а 21 млрд евро будет вынуждено взять на себя государство, когда грянет гром. И это будет уже второй случай, когда немецкое государство спасает терпящий бедствие банк: в прошлом году из бюджетных средств был поддержан средней руки частный Deutsche Industriebank (IKB), убытки которого превысили 10 млрд евро.
В основе госгарантий для HRE лежат опасения, что если сейчас не принять срочных мер для спасения банка, финансирующего сделки по недвижимости, то на финансовой площадке Германии может возникнуть так называемый «эффект домино», как это было за океаном. Дабы отвергнуть возможные сомнения в правильности такого шага с точки зрения принципов рыночной экономики, представитель федерального правительства особо подчеркнул, что пакет мер, принятый правительством совместно с консорциумом банков, повышает рыночную силу HRE.
Citigroup намерена выкупить банковские операции четвертого по величине многопрофильного банка США Wachovia Corp., столкнувшегося с кризисом ликвидности, передает
РИА НОВОСТИ. Citigroup примет на себя долговые обязательства Wachovia в размере 42 млрд долл. По данным AP, Citigroup выкупит пять депозитных учреждений Wachovia. Хотя с начала года акции Wachovia подешевели более чем на 80%, представители американской администрации настаивают на том, что банк не потерпел полного краха, однако признают, что его возможное банкротство стало бы угрозой для всей финансовой системы страны. Глава минфина США Генри Полсон поприветствовал сделку, заявив, что она "уменьшит потери, которые может потерпеть рынок". "Как я и говорил ранее, в этот стрессовый для рынка период мы обязаны предпринимать все действия, необходимые для защиты нашей финансовой системы и нашей экономики", -- заявил г-н Полсон. Банк Wachovia, штаб-квартира которого находится в штате Северная Каролина, ранее вел переговоры о слиянии с американским инвестиционным банком Morgan Stanley. Однако последний приостановил переговоры после того, как Федеральная резервная система США разрешила ему изменить статус и превратиться в банковскую холдинговую компанию.
Крупнейший японский банк по размеру активов Mitsubishi UFJ Financial Group инвестирует 9 млрд долл. в Morgan Stanley и получит 21% акций американского банка. Как сообщило Bloomberg, Mitsubishi UFJ купит обыкновенные акции Morgan Stanley на 3 млрд долл. и конвертируемые привилегированные акции на 6 млрд, по которым выплачиваются 10-процентные дивиденды. Между тем условия сделки отличаются от тех, что были указаны в "письме о намерениях" от 22 сентября, в котором говорилось об альянсе двух компаний.
ИНТЕРФАКС-АФИ