«Дочки» «Норильского никеля» вчера сообщили, что стали акционерами материнской компании. Они вложили около 42 млрд руб. временно свободных средств в 8,1% акций «Норникеля». Это одна из крупнейших в российской финансовой истории сделка,
похожая на механизм buy back (обратный выкуп собственных акций с рынка), который многие крупные компании страны собираются использовать в качестве поддержки курса ценных бумаг. Но поскольку покупателем акций «Норникеля» стали его «дочки», говорится в сообщении компании, бумаги не будут признаны «казначейскими», а потому смогут участвовать в голосованиях на собраниях акционеров. В условиях, когда между основными владельцами никелевой компании -- «Интерросом» Владимира Потанина (около 30%) и РУСАЛом Олега Дерипаски (25% плюс одна акция) -- идет борьба за влияние на менеджмент, г-н Потанин, фактически контролирующий «Норникель», получил весомую поддержку. В заявлении РУСАЛа, выпущенном вчера поздно вечером, говорится, что «решение ГМК «Норильский никель» направить денежные средства своих дочерних обществ на выкуп акций ГМК является грубым нарушением принципов корпоративного управления и прав миноритарных акционеров». Представители «Интерроса» и «Норникеля» были недоступны для комментариев.
«Норильский никель» анонсировал выкуп собственных акций еще месяц назад, рассматривая этот вопрос на заседании совета директоров, однако тогда речь шла о 4,17% акций за 49 млрд руб. «Приобретение «Норильским никелем» собственных акций осуществляется с целью поддержки ценных бумаг компании, стоимость которых за последние несколько месяцев значительно снизилась, -- говорил тогда гендиректор ГМК Владимир Стржалковский. -- Это произошло в большой степени под воздействием факторов, не связанных с фундаментальными показателями компании». РУСАЛ голосовал против такого решения, но объем его голосов ничего не изменить не мог. «РУСАЛ последовательно выступает за распределение средств, не используемых в инвестиционной программе, между всеми акционерами в виде дивидендов, -- поясняла компания свою позицию. -- Мы считаем, что выплата дивидендов является наиболее эффективной формой использования свободных средств компании в интересах всех акционеров, не ущемляя права тех миноритарных владельцев акций, кто не намерен их продавать».
Для РУСАЛа увеличение доли в «Норникеле», так или иначе подконтрольной г-ну Потанину, является негативным фактором. Алюминиевая компания стремится созвать внеочередное собрание акционеров ГМК, на котором увеличить число членов совета директоров с 9 до 13 и провести максимальное количество независимых директоров, которые смогли бы учитывать ее интересы. Но г-н Потанин не намерен отдавать контроль над «Норникелем», что вызывает негодование РУСАЛа. В своем вчерашнем заявлении компания отмечает: «Используя несовершенство российского законодательства и свою бесконтрольную власть над «Норильским никелем», Владимир Потанин как председатель совета директоров и Владимир Стржалковский, назначенный Потаниным генеральным директором ГМК, в очередной раз продемонстрировали свое полное нежелание считаться с интересами других акционеров и готовность идти на любые нарушения принципов корпоративного управления для сохранения своего полного контроля над компанией. Это выглядит особенно цинично, если принять во внимание тот факт, что Владимир Потанин является председателем национального совета по корпоративному управлению в России... Мы категорически не согласны с такими действиями, инициированными Владимиром Потаниным, который, используя несовершенство российского законодательства, в лучших традициях 90-х годов грубо нарушает права акционеров, последовательно разрушая стоимость ГМК «Норильский никель». Впрочем, РУСАЛ, обвиняя г-на Потанина, уже не в первый раз апеллирует к неким «принципам корпоративного управления», так и не поясняя, что имеет в виду. К тому же абсолютно не понятно, как покупка акций «Норильского никеля» может «разрушить стоимость» компании.
Между тем неясно, кто выступил продавцом 8,1% акций «Норильского никеля». Один из аналитиков фондового рынка предположил, что от бумаг мог избавиться Михаил Прохоров: летом он выставлял оферту г-ну Потанину на 16,66% акций никелевой компании, которая не была принята. Впрочем, нельзя исключать продажу бумаг западными инвестфондами.