Представители фракции «Единая Россия» в Мосгордуме, похоже, решили подстраховать мэра Юрия Лужкова, подписавшего 12 августа постановление правительства Москвы о переименовании улицы Большая Коммунистическая в улицу Александра Солженицына, от претензий прокуратуры. Вчера большинство депутатов городской Думы (представители «Единой России») приняло поправки в местный закон «О наименовании территориальных единиц, улиц и станций метрополитена города Москвы». Документ меняет правила переименования столичных улиц. До последнего времени присваивать имена видных общественных и политических деятелей можно было только новым столичным улицам, да и то по истечении не менее десяти лет со дня их смерти. По словам одного из разработчиков документа, председателя Мосгордумы Владимира Платонова, в случаях, когда инициатива будет исходить от президента, подобные почести будут оказываться, так сказать, досрочно.
Напомним, что инициаторами прокурорской проверки соответствия городскому законодательству принятого московским правительством решения о присвоении имени всемирно известного своим отношением к советскому режиму писателя именно Большой Коммунистической улице стали депутаты от фракции КПРФ Мосгордумы. Городские коммунисты усмотрели нарушение статьи 9 городского закона от 8 октября 1997 года №40-70 «О наименовании территориальных единиц, улиц и станций метрополитена». Как вчера заявил председатель фракции КПРФ в Мосгордуме Владимир Лакеев, «фактически постановление принято вопреки действующему законодательству», которое требует истечения определенного срока
со дня смерти известной личности, чьим именем собираются назвать городскую улицу. В этом случае, по подсчетам коммунистов, улица имени Александра Солженицына должна появиться в столице не ранее 4 августа 2018 года.
Как отмечают представители левой оппозиции, улица Большая Коммунистическая не является новой улицей, как того требует закон, «а существует с XVII века и носит свое нынешнее историческое название почти 90 лет». Таким образом, предложенные единороссами поправки, по мнению г-на Лакеева, являются не чем иным, как попыткой «легализовать незаконное постановление». По мнению городских коммунистов, их коллеги по Мосгордуме от фракции «Единая Россия» в попытке «реализовать высшее политическое решение в ранее действовавших правовых актах» забывают о демократии и законности. «Чего изволите-с», -- формула политического поведения единороссов», -- заметил депутат от КПРФ Владимир Никитин.
По общему признанию членов фракции «Единая Россия», они действительно оказались в щекотливой ситуации. Как накануне на заседании комиссии по перспективному развитию и градостроительству Мосгордумы заявила представитель прокуратуры Ольга Вилкова, обращения о правомерности наименования некоторых улиц действительно есть. В случае же принятия поправок все возможные противоречия будут устранены. Тем более что аналогичное нарушение столичного законодательства было допущено летом 2004 года, когда одна из новых городских улиц в районе Южное Бутово была названа именем президента Чечни Ахмата Кадырова спустя четыре месяца после его гибели. Столичные власти тогда сослались на личное распоряжение Владимира Путина. Новой редакцией городского закона о наименовании территориальных единиц, улиц и станций метрополитена единороссы решили законодательно закрепить значение в принятии подобных решений личного распоряжения «первого лица единственного числа». «Присвоение имен, фамилий известных жителей города Москвы, граждан России и зарубежных стран может производиться только новым улицам и по истечении не менее десяти лет со дня смерти указанных лиц за исключением случаев, когда присвоение имен и фамилий осуществляется на основании указа президента РФ», -- говорится в документе. По словам г-на Платонова, депутаты, таким образом, готовы в некоторой степени пожертвовать самостоятельностью региона в принятии решения о наименовании городских улиц. «Это плата за федерализм», -- заявил он, ссылаясь на столичный статус города и общегосударственные интересы. Он старался убедить коллег в том, что указы президента в таких ситуациях останутся корректными и носить будут исключительно рекомендательный характер. Впрочем, представители «Единой России» в Мосгордуме традиционно особого желания сохранить полномочия представительной власти не выразили. Более того, руководитель фракции «Единая Россия» Андрей Метельский предложил «для укрепления вертикали» сделать исключение и для предложенных мэром кандидатов на увековечение на вывесках с обозначением названий улиц. А председатель комиссии по регламенту, правилам и процедурам Мосгордумы Александр Крутов и вовсе усомнился в целесообразности соблюдать 10-летний ценз. По его мнению, это «превращает город в кладбище».
Несмотря на то что для правой оппозиции личность Солженицына является не менее значимой, чем для представителей правящей партии, с таким «неприятным прецедентом передачи полномочий», по словам лидера фракции «Яблоко -- Объединенные демократы» Сергея Митрохина, они смириться не могут. «Если в Москве не будет улицы Солженицына, это будет проблемой Москвы, но решение, которое предложено, нельзя принять», -- сослался на отсутствие у разработчиков поправок «тонкой и внятной позиции по поводу исключений» его коллега по партии Евгений Бунимович. По его мнению, установленные и соблюдавшиеся ранее сроки наименования улиц в честь любого почившего известного деятеля все-таки позволяли остыть страстям и эмоциям, возникающим сразу после утраты. Кроме того, протест оппозиции у здания Мосгордумы вчера поддержали представители политических движений «Авангард красной молодежи» (АКМ) и «Левый фронт», а также жители Большой Коммунистической улицы, которым предстоит поменять массу документов. И те и другие заявляли, что «не выступают против личности самого Солженицына», а требуют соблюдения закона. Сейчас строится много новых районов в Москве, где по истечении 10-летнего срока одну из улиц можно назвать в честь писателя», -- заметил лидер АКМ Сергей Удальцов. Однако единороссы, не обратив внимания на «возбуждение политических сил перед выборами» приняли документ в первом чтении.