Северная Корея обратилась в Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) с просьбой снять пломбы и камеры видеонаблюдения на ядерном центре в Енбене. Об этом сообщил в понедельник на совете управляющих агентства гендиректор МАГАТЭ Мухаммад аль-Барадеи. По его словам, «власти КНДР попросили инспекторов агентства удалить пломбы и оборудование для наблюдения, что даст им возможность проводить тесты на объекте, которые, по их словам, не будут связаны с ядерным материалом». Эти слова стали подтверждением прозвучавшего в конце минувшей недели заявления представителя МИД КНДР о том, что в Северной Корее ведутся подготовительные работы по восстановлению ядерного реактора в Енбене.
Те из представителей западного экспертного сообщества, кто привык воспринимать Северную Корею как «государство-изгой» и «тоталитарный режим», полагают, что Пхеньян снова собирается делать атомную бомбу и его надо остановить. Однако аналитики, стремящиеся к более глубокому взгляду на корейскую ядерную проблему, высказывают обоснованное сомнение как в возможности КНДР реанимировать свои ядерные объекты, так и в подлинном наличии у пхеньянского руководства действительного желания сделать это.
Северная Корея объявила о восстановлении своих ядерных объектов по четырем причинам. Во-первых,
США не выполнили обещание исключить КНДР из списка стран -- спонсоров терроризма, что должно было быть сделано в ответ на уничтожение Пхеньяном ряда объектов, без которых функционирование ядерного реактора невозможно. Во-вторых, это был ответ на грубое давление США по принуждению Пхеньяна к принятию американского плана проверки ядерных объектов, очень похожего на действия Запада в довоенном Ираке. В-третьих, Северная Корея не хочет вести переговоры с уходящей администрацией США исходя из опыта предыдущих договоренностей и резонно полагая, что новый хозяин Белого Дома дезавуирует то, что пообещал Пхеньяну его предшественник. В-четвертых, обе стороны не готовы к выходу на новый этап демонтажа ядерной программы -- Северная Корея не желает отказываться от проведенных разработок, не получая взамен ничего реального, тогда как США не готовы пойти на серьезные уступки Северной Корее.
У мирового сообщества достаточно много рычагов влияния на КНДР, но повлиять на Вашингтон, чтобы побудить его к более конструктивному поведению в отношении Северной Кореи, куда сложнее. Демонстративное начало восстановления ядерных объектов должно, по замыслу Пхеньяна, произвести впечатление на остальных партнеров по шестисторонним переговорам по корейской ядерной программе (в них участвуют два корейских государства, Китай, Россия, США и Япония). Северная Корея надеется, что вместе они смогут вынудить США выполнить свою часть обязательств по договору, ведь в процессе шестисторонних переговоров был принят четкий принцип «действие в обмен на действие».
Каковы реальные возможности Северной Кореи по восстановлению ядерных объектов? Не далее чем в июне Пхеньян устроил беспрецедентное реалити-шоу, позволив иностранным тележурналистам в прямом эфире транслировать уничтожение 20-метрового башенного охладителя ядерного реактора в Енбене. С учетом разрухи в стране и большого объема проделанных работ по демонтажу оборудования обещание возобновить деятельность центра «до конца года» выглядит сомнительно. Для этого нужно высокотехнологичное оборудование, однако неясно, сможет ли КНДР произвести его самостоятельно или приобрести в сжатые сроки за рубежом.
Не забудем и про периодически всплывавший слух о том, что северокорейские ядерные объекты, в первую очередь демонтированный реактор в Енбене, из-за постоянных остановок и давности их постройки работали в нестабильном режиме и могли стать причиной техногенной катастрофы, не уступающей Чернобылю. Некоторые аналитики полагали, что именно по причине небезопасности объекта Северная Корея согласилась на его демонтаж под контролем компетентных иностранных специалистов. Восстановление старого изношенного реактора вряд ли имеет смысл, тогда как строительство нового объекта потребует много времени, сил и ресурсов.
Как бы то ни было, снятие пломб не может остаться незамеченным со стороны мирового сообщества. Что бы ни стояло за этим шагом, блеф или реальные планы по восстановлению атомной программы, участники шестисторонних переговоров должны действовать, чтобы стабилизировать ситуацию. Нужно восстановить доверие между партнерами по диалогу и устранить причины, которые толкнули Пхеньян на этот демарш.