Европейские наблюдатели не могут быть размещены на территории Южной Осетии и Абхазии, заявил вчера замглавы российского МИДа Александр Грушко. По его словам, мнение некоторых стран -- членов Евросоюза о том, что военные наблюдатели ЕС должны быть размещены на территории обеих республик, «не соответствует договоренностям» президентов России и Франции Дмитрия Медведева и Николя Саркози. «В Москве речь четко шла о том, что наблюдатели ЕС будут размещены на территории Грузии в зоне, прилегающей к Южной Осетии», -- подтвердил российский дипломат.
Главными сторонниками размещения европейских наблюдателей в Абхазии и Южной Осетии выступают в ЕС представители Польши и прибалтийских стран. Глава МИД Литвы Пятрас Вайтекунас на днях заявил, что «мандат миссии наблюдателей, которую направляет ЕС, охватит всю территорию Грузии, включая регионы Абхазии и Южной Осетии». А председатель комитета по иностранным делам Европарламента поляк Яцек Сариуш-Вольский на прошедшей в начале сентября осенней сессии высшего представительного органа ЕС безрезультатно убеждал депутатов принять резолюцию о введении санкций против России.
Уроженец города Лодзь г-н Сариуш-Вольский, которому завтра исполняется 60 лет, был избран в Европарламент в 2004 году. Он входит в руководящее бюро депутатской группы Европейской народной партии (христианских демократов) и европейских демократов. В 1991--1996 и 2000--2001 годах пан Сариуш-Вольский занимал пост министра по европейским делам в правительстве Польши. В интервью «Времени новостей» Яцек САРИУШ-ВОЛЬСКИЙ попытался обосновать подход своей страны к происходящему на Кавказе.-- Как вы оцениваете действия Варшавы на фоне кризиса на Кавказе? Ведь Польша стала одним из лидеров в сколачивании антироссийской коалиции...-- Внешняя политика Польши стопроцентно координирована с ЕС: необходимо выполнять план Медведева--Саркози. Антироссийской коалиции не было, а был спектр различных мнений -- от требования введения санкций до воздействия с помощью убеждения. Сейчас мы достигли общей позиции.
Да и вообще несогласие с позицией правительства России не может рассматриваться как антироссийский поход. Я антисоветский русофил, и поэтому я хочу, чтобы россияне жили в более свободном обществе. Можно быть другом России, симпатизировать русским людям и критиковать правительственный курс. Я надеюсь, что однажды Россия станет частью нашего мира. Россия нужна нам -- но свободолюбивая Россия.
-- Если свобода критики так важна, то почему на Западе наложено табу на осуждение агрессивных действий грузинского президента Михаила Саакашвили?-- Кто виноват в конфликте, в войне? Заяц не атакует медведя
(эту фразу наш собеседник произнес по-русски). Польская инстинктивная реакция в борьбе между большим и маленьким сводилась к тому, чтобы заступиться за маленького. Это философский подход.
-- То есть маленькому позволено совершить любое преступление?
-- Нет-нет-нет! Но у нас есть хронология событий, подготовленная нашими исследователями. Грузинская сторона утверждает, что сначала сто российских танков вошли в Рокский тоннель, а через полчаса грузины открыли огонь. По российской версии все наоборот: это президент Саакашвили начал конфликт. Но еще до этого мы в Европарламенте принимали резолюции с осуждением политики России, направленной на развитие отношений с Абхазией и усиление российского военного присутствия. Были провокации с нарушением воздушного пространства Грузии. Что касается разрушений в Цхинвали, то благодаря фотографиям со спутников наши специалисты определили, что здания сгорели не в результате обстрела грузинской артиллерии, а из-за действий российской и осетинской армии.
-- Вы опять излагаете грузинскую версию. Может, стоит провести объективное международное расследование?
-- Такое расследование является одним из пунктов плана Медведева--Саркози. Мы в Европарламенте призываем к международному расследованию, но мы также настаиваем на том, что конфликт нагнетался. И прецедент Косово занимает важное место в этом конфликте. Россия теперь считает, что она вольна делать на Кавказе все что угодно!
-- А НАТО так не считает?
-- НАТО поддерживает Грузию, такие обещания были даны на апрельском саммите в Бухаресте. ЕС готовит пакет гуманитарной помощи Грузии, а также экономическую поддержку в размере 500 млн евро. Но мы поддерживаем не правительство Грузии, а страну.
-- В начале сентября ЕС обещал Украине подписать соглашение об ассоциации. Может ли рассчитывать на это Грузия?
-- В рамках политики соседства я поддерживаю аналогичные предложения для Грузии и Украины. Ныне эти страны не готовы к вступлению в ЕС, а ЕС не готов к их приему. В рамках политики соседства возможны политический диалог, создание зоны свободной торговли и облегчение визового режима. Парадокс в том, что граждане России имеют более благоприятный визовый режим, чем украинцы и грузины. Визовый режим для них должен быть по меньшей мере одинаковым.
-- Однако многие старые члены ЕС жалуются, что «призраки прошлого» в Восточной Европе, и особенно в Польше, мешают строить отношения с Россией...
-- Я с этим категорически не согласен! Теперь наши западные партнеры по ЕС признали правоту наших утверждений относительно России. Польша, Литва, Латвия, Эстония заинтересованы в хороших отношениях с Россией по причине элементарной логики. Кто больше всего страдает от плохих отношений? Мы. Кто наиболее заинтересован в хороших отношениях? Тоже мы. Вопрос в том, какими должны быть эти отношения. Мы говорим «нет» энергетическому шантажу и торговым эмбарго, поскольку страны Восточной Европы более зависимы от российских энергоносителей, чем Франция или Италия...
-- Однако яростная критика российской энергетической политики привела лишь к тому, что Северо-Европейский газопровод из России в Германию пойдет через море, минуя страны Балтии и Польшу...
-- Я еще два года назад призывал к созданию общей линии ЕС в энергетической политике! Наш принцип -- это доступ третьей стороны. Но Россия не хочет открыть газопроводы, желая сохранить монополию «Газпрома», диктующего цены. Теперь появились уже два обхода -- «Северный поток» и «Южный поток», утрачена альтернатива газопровода «Набукко». Германия не пересмотрит своих решений, но появляется все больше сомнений относительно рисков, связанных с этим двойным обходом, особенно в связи с последним конфликтом.
-- Доступ к трубопроводам -- это все, что Западу нужно от России?
-- Россия, идущая путем «западников», была бы сверхмечтой Польши. Те, кто говорит «давайте просто торговать с Россией, давайте не будем настаивать на дискуссии о правах человека и демократии», они на самом деле не друзья россиян. Настоящие друзья -- это те, кто говорит, что россияне достойны такой же свободы, как мы, что они часть нашей культуры. «Ястребы» на самом деле являются более прорусскими, чем те, кто называет себя «друзьями России». Польские повстанцы в XIX веке имели друзей в России, польский поэт Адам Мицкевич писал письма друзьям в Москву! Мы за такую открытую часть русской души, но не за авторитарную!
-- Вы будете рады, если новый президент США ужесточит политику в отношении России?
-- Жесткость -- это признак равенства. Возможно, требовательный подход можно назвать жестким. Россия -- великая нация, которая может быть частью нашего мира.