Производитель спортивных автомобилей
Porsche вчера в Штутгарте объявил о завершении сделки по приобретению 4,89-процентного пакета акций компании Volkswagen. Теперь совокупный пакет акций VW, принадлежащий Porsсhe, доведен до 35,14% акций. Тем самым компания обеспечила себе большинство голосов на собрании акционеров, так как, по многолетней статистике, в нем участвуют лишь около 60% акционеров. Глава Porsche Венделин Видекинг вовсе и не собирался скрывать, что, приобретая все больше акций VW, он в конце концов не прочь и порулить «народным автомобилем» (так с немецкого переводится Volkswagen).
Еще в июне нынешнего года концерн Porsche объявил, что уже «обеспечил себе необходимые почти 5%» для осуществления контроля над VW -- существенно большим автоконцерном, чем он сам. Вслед за этим Европейская комиссия выдала разрешение на вражеское поглощение. Правда, теперь производителю элитных спортивных автомобилей потребуются еще и согласования в соответствующих ведомствах на национальном уровне. Однако эксперты считают, что никаких препятствий окончательному завершению этой перестройки в автомобильной индустрии сами немецкие чиновники создавать не станут.
При этом останавливаться в покупке активов «народного автомобиля» штутгартский концерн, похоже, не собирается. «Целью остается доведение в дальнейшем пакета акций до уровня, превышающего 50%», -- заявил вчера г-н Видекинг. Как дополнил его пресс-секретарь, это произойдет до конца ноября. На фоне непрекращающихся споров между высшими представителями обоих автопредприятий относительно перераспределения полномочий г-н Видекинг выразил уверенность, что, несмотря на все это, сотрудничество между Porsche и Volkswagen будет строиться на «конструктивном и ориентированном в будущее сосуществовании».
Если формально придерживаться буквы немецкого закона о приобретении ценных бумаг, концерн Volkswagen стал «дочкой» концерна Porsche. Так, во всяком случае, вчера истолковали покупку почти 5-процентного пакета акций VW в Штутгарте. В вопросе перераспределения власти это будет иметь далеко идущие последствия. В частности, представители трудовых коллективов VW теперь должны будут пересесть в новые кресла в европейском холдинге Porsche. Последние месяцы между обоими предприятиями шли острые споры, порой выхлестывавшиеся в судебные инстанции, о том, в каких соотношениях распределятся голоса представителей Porsche и Volkswagen в совете трудового коллектива предприятия и наблюдательном совете. Ведь численность занятых на поглощенном Volkswagen приблизительно в 30 раз превышает число работающих на Porsche. «Мы рады продолжению и углублению доверительного взаимодействия с правлением Volkswagen и рассчитываем на скорейшее разрешение конфликта между представительствами трудовых коллективов Porsche и VW», -- заявил вчера по этому поводу г-н Видекинг.
Одновременно с увеличением своего пакета акций в VW штутгартский Porsche в соответствии с действующими законами должен будет приобрести акции Audi -- «дочки» VW (принадлежит 99,14%). Как предполагают эксперты, он предложит за акцию Audi минимально возможную цену -- 487 евро, в то время как вчера бумаги в ходе кризиса на мировом фондовом рынке торговались на уровне 489 евро.