Время новостей
     N°171, 17 сентября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.09.2008
Кризис республиканцев
Спикер армянского парламента разошелся во взглядах со своей партией
Спикер парламента Армении Тигран Торосян официально покинул вчера свой пост и отказался от членства в Республиканской партии Армении, объяснив это «непреодолимыми разногласиями в вопросах внутренней политики». «Непреодолимые разногласия» появились, по-видимому, сначала у руководства республиканцев: еще 6 сентября совет партии принял решение о нецелесообразности дальнейшего исполнения г-ном Торосяном обязанностей главы законодательного собрания страны.

Эта новость просто оказалась оттеснена на второй план историческим визитом в Ереван президента Турции Абдуллы Гюля, приехавшего в тот день посмотреть футбольный матч между сборными Турции и Армении вместе со своим армянским коллегой Сержем Саргсяном. Последний является лидером Республиканской партии, имеющей большинство в парламенте, избранном весной 2007 года.

Тигран Торосян был избран спикером еще в 2006 году, а его партийный стаж насчитывает уже 15 лет -- правда, Республиканская партия Армении сильно изменилась по сравнению с 1993-м и даже по сравнению с 2007 годом, когда ее лидером стал бывший министр обороны страны, ее премьер, а теперь президент Саргсян. В начале 2007 года Серж Саргсян сменил и во главе партии, и во главе кабинета министров умершего от сердечного приступа Андраника Маркаряна. Победа республиканцев на парламентских выборах была расценена как ступень к победе г-на Саргсяна на выборах президента в феврале 2008-го, после которых он оказался уже на вершине армянской властной системы, сменив своего предшественника Роберта Кочаряна.

Сразу же после выборов президента в парламенте образовалась коалиция из четырех партий. К республиканцам примкнули «Процветающая Армения», которая на парламентских выборах пыталась противостоять им в качестве партии г-на Кочаряна, «Правовая страна», которая на тех же выборах парламента успешно сыграла роль «оранжевой оппозиции», будучи при этом под контролем властей, и Армянская революционная федерация «Дашнакцутюн» -- старейшая политическая сила, стабильно опирающаяся на 10--12% избирателей. Г-н Торосян, который пережил смену созыва, не покидая кресла спикера, оказался во главе не просто конституционного, а подавляющего большинства в парламенте: мандаты оппозиционных партий можно пересчитать по пальцам.

Однако основная схватка между властью и оппозицией неожиданно развернулась вовсе не в парламенте, а на улицах Еревана. После провального выступления разрозненной оппозиции на парламентских выборах 2007 года осенью того же года в борьбу за пост президента вступил первый президент Армении Левон Тер-Петросян. Тер-Петросян объединил оппозиционные силы и даже по официальным данным показал на президентских выборах 19 февраля 2008-го сравнительно высокий результат -- 21% против 52 у Сержа Саргсяна, означавших, по сути, что кандидат партии власти чудом избежал второго тура.

Сторонники г-на Тер-Петросяна выразили несогласие с итогами выборов, считая, что выиграл именно их лидер и уж как минимум что необходим второй тур. Десятидневная массовая акция протеста оппозиции закончилась разгоном, во время которого десять человек погибли и более 250 были ранены. Ответственность за кровопролитие в общем легла скорее на плечи уходящего президента Кочаряна, но поскольку его преемник, по сути, отказался от диалога с оппозиционерами, теперь и он, по их мнению, в полной мере разделяет ответственность за случившееся. Как раз накануне отставки г-на Торосяна, 15 сентября, в Ереване состоялся первый с марта санкционированный митинг оппозиции. По оценкам полиции, на него пришло 5 тыс. человек, по оценкам очевидцев -- не менее 30 тыс. Собравшиеся требовали отставки г-на Саргсяна и назначения новых президентских выборов.

Вместо Тиграна Торосяна, уход которого как минимум свидетельствует об отсутствии монолитного единства в лагере власти, спикером теперь станет другой республиканец -- Овик Абрамян. Такое решение было принято вчера советом партии и поддержано ее партнерами по коалиции, которые осознают, что республиканское большинство в состоянии решать вопрос о спикере и без их согласия. Овик Абрамян был доизбран в парламент лишь 24 августа этого года -- он получил депутатский мандат, который до этого принадлежал его родному брату, Генрику Абрамяну, изъявившему желание отказаться от политической деятельности в пользу предпринимательской. Заниматься предпринимательством ему определенно будет легче, чем многим другим в Армении: до избрания в парламент его брат Овик был не кем иным, как главой администрации президента Саргсяна.

Лояльные армянские политологи считают, что от появления г-на Абрамяна на посту спикера роль парламента в Армении существенно усилится, но в то же время не скрывают, что при наличии такого большинства, которое есть у правящей коалиции, в сущности все равно, кто возглавляет палату. А собеседники «Времени новостей» в лагере оппозиции, как ни парадоксально, считают, что смена спикера может означать возможность назначения повторных президентских выборов. Дело в том, что по конституции в 40-дневный период между досрочной отставкой действующего президента и выборами нового обязанности главы государства исполняет именно спикер парламента, который, таким образом, получает контроль над пресловутым «административным ресурсом». Оппозиционеры предсказывали смену г-на Торосяна на г-на Абрамяна еще до того, как последний был доизбран в парламент. Они считают, что это перегруппировка сил перед возможной уступкой оппозиции по вопросу о перевыборах президента, на которых власти, по их мнению, безосновательно рассчитывают закрепить президентство Сержа Саргсяна.

Впрочем, президент Армении пока никак не демонстрировал неуверенности в своих силах и намерения хотя бы символически подать в отставку. Хотя уход спикера уже сам по себе потеря для власти и победа для оппозиции. Даже в том случае, если г-н Торосян и не выйдет вместе с ее лидерами на очередной митинг, намечающийся через несколько дней.

Иван СУХОВ