Однодневный официальный визит президента Азербайджана Ильхама Алиева в Москву внешне выглядел образцом добрососедства и взаимопонимания. Президент и кандидат в президенты Азербайджана успел в течение вчерашнего дня провести переговоры и с президентом России Дмитрием Медведевым, и с премьер-министром Владимиром Путиным. Для Ильхама Алиева эта поездка должна была стать очередным свидетельством сохранения баланса в непростой ситуации на Кавказе -- у Азербайджана одинаково хорошие отношения с Россией, Грузией, а также с Евросоюзом и США. При этом страна не входит в ОДКБ, а из-за проблемы Нагорного Карабаха было очевидно, что никто из российских собеседников не станет уговаривать азербайджанского президента признавать
независимость Южной Осетии и Абхазии.
Обе встречи, как рассказывали их участники журналистам, были посвящены росту взаимного товарооборота, гуманитарным связям, выразившимся в открытии в Баку филиала Московского государственного университета, и осторожным надеждам найти компромисс по Нагорному Карабаху. Об одной из наиболее актуальных в двусторонних отношениях газовой проблеме не было сказано ни слова. Но судя по тому, что журналистов просили не задавать вопросов по газу, тема эта явно обсуждалась.
Как известно, в начале июня глава «Газпрома»
Алексей Миллер специально летал в Баку, чтобы сделать Ильхаму Алиеву предложение о закупке всех свободных от обязательств объемов азербайджанского газа по европейским ценам. Азербайджан, который наращивает добычу газа и ведет переговоры сразу с несколькими потенциальными покупателями, оферту не отверг. Но и согласием пока не ответил, несмотря на то, что этот вопрос в первых числах июля обсуждался в ходе визита Дмитрия Медведева в Азербайджан. Конкретные переговоры между «Газпромом» и ГНКАР начались,
но пока не преодолели стадию обмена идеями.
Очевидно, что пока никакого решения, о котором можно было бы рассказать вслух, у президентов нет. Да и вряд ли можно рассчитывать на появление такого решения до того, как г-н Алиев переизберется на новый срок.
Выборы президента в Азербайджане пройдут через месяц, 15 октября. И хотя предвыборную кампанию г-на Алиева нельзя назвать очень напряженной, демонстрация хороших отношений с таким соседом, как Россия, лишней быть не может. «Никто из нас, соседей в регионе, никуда не сможет из региона перейти. И если бы все имели такие соседские отношения, как Россия и Азербайджан, не было бы не только конфликтов, но и вообще недоразумений», -- продемонстрировал г-н Алиев школу восточной дипломатии.
Дмитрий Медведев, естественно, не мог обойти вниманием самую актуальную для Москвы тему грузинского противостояния. «Я подробно проинформировал президента Азербайджана о шагах, предпринятых Россией с целью обеспечения безопасности на Южном Кавказе, и считаю, что активное российско-азербайджанское взаимодействие -- это один из важных и ключевых факторов укрепления мира и поддержания стабильности в регионе», -- подчеркнул глава государства. Впрочем, открытой поддержки г-н Алиев действиям России в Грузии, естественно, не выразил.
Гораздо больший интерес у него вызывает собственный замороженный конфликт в Нагорном Карабахе. «Несмотря на все сложности, сегодня существуют хорошие предпосылки для урегулирования конфликта», -- выразил надежду г-н Алиев. «Я подтвердил неизменность российской позиции, выразил поддержку продолжению прямых переговоров президентов Азербайджана и Армении и заверил, что Россия будет и впредь оказывать необходимое содействие поиску взаимоприемлемого решения», -- пояснил г-н Медведев, обнадежив тем самым г-на Алиева, что считать и эту непризнанную республику отдельным государством Москва пока не намерена.
Российский президент сообщил, что стороны обсудили вопросы совершенствования «делового взаимодействия двух стран, в том числе в энергетической сфере». Но каких-либо разъяснений по этому поводу не прозвучало. Г-н Медведев лишь отметил высокую динамику экономических отношений, которая, по его словам, хорошо отражается в цифрах роста взаимной торговли. «Только за семь месяцев нынешнего года товарооборот вырос на 56%, а концу года может достичь 2 млрд долл.», -- сказал он. Качественные изменения, которые проходят в структуре товарооборота, являются принципиально важными для экономики двух стран, отметил глава российского государства.