Время новостей
     N°171, 17 сентября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.09.2008
Оркестр инструментов
Минфин не хочет поддерживать российский фондовый рынок за счет будущих поколений
Министерство финансов все еще размышляет, кому доверить деньги российского Фонда национального благосостояния, конечно же, исключительно с целью его увеличения, а не транжирства. В понедельник глава ведомства Алексей Кудрин заявил, что политика в отношении инвестирования средств пока пересматриваться не будет, а размещение на внутреннем рынке преждевременно. Эксперты тем временем уже начинают сомневаться, произойдет ли размещение средств Резервного фонда в России в принципе и будет ли от него прок, если такое случится.

В понедельник вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин заявил, что Минфин не намерен пересматривать политику в отношении инвестирования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на российском рынке ради того, чтобы поддержать рынок. «Других источников достижения стабильности, в том числе инструментов Центробанка, достаточно, чтобы гасить те волатильности притоков и оттоков капиталов, которые на данный момент существуют», -- считают в финансовом ведомстве. В то же время глава Минфина рассчитывает, что уже с 2009 года может быть расширен инструментарий инвестирования средств этих фондов за рубежом. Расширение постараются приурочить к ожидающемуся, по прогнозам, в эти сроки выходу из мирового финансового кризиса: «Когда начнется подъем финансового рынка, в этот момент размещения нашего фонда будут максимально эффективны».

Глава финансового ведомства не согласен с критической оценкой действий Минфина и Центробанка по размещению средств фондов как неэффективных. «Мы не потеряли ни цента и даже нарастили доходность по всем размещенным средствам, -- заявил г-н Кудрин, -- консервативный подход к размещению нашего фонда для этого конкретного исторического периода показал, что мы выиграли».

Министр не исключает в перспективе размещения средств суверенных фондов на российском рынке, но «в настоящее время такое размещение было бы преждевременным». И не только потому, что есть риск потерять средства из-за нестабильности рынка -- «размещение на российском рынке означало бы лишь увеличение зависимости от цены на нефть».

В целом понедельничное выступление министра можно считать подытоживающим целый ряд заявлений прошлой недели -- представители Минфина активно делились предположениями, что они намерены делать с Фондом национального благосостояния. Предположениям тем временем пора бы уже обретать законченную форму, ведь 1 октября они должны быть представлены на рассмотрение правительства.

И судьба всенародных средств потихоньку проясняется. «Мы будем предлагать создание государственной корпорации -- Российского финансового агентства. Мы подготовили соответствующий законопроект, регламентирующий ее работу. Его мы также планируем внести в правительство в октябре», -- рассказал заместитель министра финансов Дмитрий Панкин. «Также» означает, что к этому сроку Минфин доработает, согласует и представит правительству концепцию по управлению Фондом национального благосостояния, которая будет предусматривать возможность инвестирования средств фонда в корпоративные ценные бумаги.

По словам г-на Панкина, средства фонда можно будет вкладывать до 50% в акции, до 70% -- в облигации, будут также установлены лимиты на покупку акций одной компании. Минфин также рассматривает возможность инвестировать до 50% ФНБ в акции развивающихся рынков, но пока неизвестно, о каких именно странах идет речь.

Новая госкорпорация не будет напрямую управлять деньгами фонда. «Предполагается, что корпорация будет отбирать специализированные компании и передавать им часть накоплений ФНБ. Пока мы не установили конкретных требований к управляющим компаниям, а также не определили лимиты объемов передаваемых средств», -- сказал замминистра. Но не все накопления будут переданы в управляющие компании, часть активов фонда останется в государственных ценных бумагах. По словам г-на Панкина, «было бы разумно и дальше держать часть средств фонда на счетах в Центробанке и под его управлением. Опять же определенных предложений на этот счет нет -- для начала необходимо пройти процесс формирования государственной управляющей компании». Пока не определен и руководитель госкорпорации, а кадры для нее Минфин планирует подбирать на рынке.

Г-н Панкин назвал условия, при которых «можно подумать о размещении части Фонда национального благосостояния на российском рынке» -- это уменьшение притока иностранного капитала, отсутствие инфляционного давления, «но это -- в дальней перспективе». При этом и министр Кудрин, и его заместитель единодушны в том, что размещение средств ФНБ на рынке не должно иметь целью поддержание ликвидности -- это прежде всего функция Центробанка.

Однако не все эксперты согласны с выжидательной позицией Минфина.

«Действительно, сейчас технически невозможно размещать средства ФНБ, потому что нет правил, которые пишутся уже два года. Еще при принятии решения о создании фонда Минфин пошел по пути наименьшего сопротивления и продублировал правила размещения Резервного фонда. Это можно назвать саботажем: вариант, который был позиционирован как временный, используется до сих пор», -- заявил «Времени новостей» Юрий Данилов, директор Центра развития фондового рынка. Он не готов оценить действия финансового ведомства как эффективные.

Теоретически же ФНБ уже сейчас мог бы иметь больший диапазон возможностей для инвестирования и при определенных условиях выходить на внутренний рынок. «Между тем именно с практической точки зрения на данный момент было бы очень удобно выходить на российский рынок. Сейчас чувствуется недостача средств на фондовом рынке, и его можно было бы поддержать», -- считает эксперт.

А Ярослав Лисоволик, главный экономист российского Deutsche Bank, в целом поддерживает точку зрения государственных чиновников. «Инвестирование средств ФНБ действительно может стать краткосрочным драйвером для роста котировок. Минус такой практики в том, что она может быть истолкована как вмешательство государства, попытка указать рынку, куда следовать, а это негативно воспринимается игроками», -- полагает аналитик. «Всегда важны два фактора: доходность и риск. И хотя доходность таких вложений может быть высока, риск на данном этапе сдерживает чиновников», что, по мнению г-на Лисоволика, пока оправданно.

Но кроме несвоевременности вывода на рынок средств ФНБ остается опасность, что решение об инвестировании «будет приниматься непрозрачно и деньги достанутся компаниям с госучастием -- такого быть не должно», -- полагает г-н Данилов.

Юлия МИРОНОВА