Время новостей
     N°169, 15 сентября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.09.2008
«Боинг» ушел под откос
Авиакатастрофа в Перми унесла жизни 88 человек
В Пермском крае сегодня объявлен траур по жертвам катастрофы пассажирского самолета «Боинг-737-500» авиакомпании «Аэрофлот-Норд», разбившегося в ночь на воскресенье в Перми. Согласно официальным данным, в результате трагедии погибли 88 человек -- 82 пассажира и 6 членов экипажа.

Вчера к вечеру спасателям и прибывшим на место ЧП следователям и экспертам удалось лишь в общих чертах восстановить картину катастрофы. Лайнер, выполнявший регулярный рейс из Москвы в пермский аэропорт Большое Савино, рухнул на землю в 5.10 по местному времени (в 3.10 ночи по московскому) при заходе на посадку примерно в 10 км от аэродрома в черте города Перми. Самолет упал практически на насыпь железнодорожных путей Транссиба, меньше чем в 2 км от жилых кварталов. Удар был такой силы, что корпус самолета разлетелся на мелкие куски в радиусе нескольких сот метров, после чего возник сильный пожар, и у находившихся на его борту людей шансов спастись не было. Среди жертв крушения оказался и бывший командующий 58-й армией, советник президента, генерал-полковник Геннадий Трошев, направлявшийся в Пермский край на турнир по самбо.

Среди местных жителей, на земле, к счастью, в результате падения самолета никто не пострадал, но на несколько часов была парализована работа Транссиба. Обломками самолета были разрушено около 100 м обеих путей железнодорожной магистрали, и были задержаны и пущены по обходному маршруту 14 пассажирских поездов дальнего следования. Полностью восстановить движению по Транссибу ремонтники планировали только в ночь на понедельник.

Относительно возможных причин катастрофы "Боинга", ставшей для российской авиации крупнейшей за последние 2 года, эксперты и следователи вчера говорили очень осторожно, выдвинув сразу 10 возможных версий. При этом допускались не только «традиционные» в большинстве авиакатастроф предположения, такие как отказ техники и ошибка при пилотировании, но, судя по всему, и все прочие, в том числе и теракт. Объяснялся такой разброс версий, по предварительной информации, данными о весьма загадочном поведении пилотов погибшего "Боинга" при посадке. В частности руководитель полетов аэропорта Большое Сасово Ирек Бикбов вчера сообщил журналистам, что в последние минуты экипаж якобы не адекватно реагировал на команды диспетчеров с земли, выполняя их команды точно наоборот. Что происходило на борту "Боинга", пока осталось главной загадкой, и ответ на этот вопрос, очевидно, даст лишь расшифровка «черных ящиков» -- бортовых самописцев, фиксировавших переговоры в пилотской кабине и работу всех систем лайнера. Уже вчера утром они были найдены на месте трагедии и отправлены в Москву на расшифровку.

Вчера на место катастрофы прибыли комиссии и чиновники всех уровней, включая главу Следственного комитета при прокуратуре (СКП) Александра Бастрыкина и министра транспорта Игоря Левитина. Они, кстати, сразу заявили, что, по результатам первичного осмотра места падения "Боинга", данных о теракте нет, и, по их мнению, вероятнее всего самолет упал из-за технических неполадок. При этом не исключалось, что на самолете мог произойти пожар одного из двигателей. Правда, эксперты со своей стороны отметили, что такая ситуация не считается критической для этого типа самолетов.

Представители самого «Аэрофлота» вчера относительно возможных версий ЧП ничего не говорили, отметив только, что самолет был исправен, а экипаж - очень опытным. Тем не менее, авиакомпания уже заявила об отзыве у «Аэрофлот-Норд» (является дочерней «Аэрофлота») права на использование товарного знака «Аэрофлот».

"Боинг-737-500" авиакомпании «Аэрофлот-Норд», выполнявший регулярный рейс №821 «Москва-Пермь», вылетел из московского аэропорта Шереметьево 14 сентябре в 1.12 ночи по московскому времени, с небольшим отставанием от графика. Перелет до Перми прошел нормально, и около 5 часов по местному времени (разница по времени Перми с Москвой -- плюс 2 часа) начал заход на посадку в аэропорту Большое Савино.

Погодные условия специалисты охарактеризовали как не идеальные, но и, по авиационным меркам, не самые сложные и, тем более, не критические: нижняя граница видимости (облачности) -- 240 метров, дождь.

С первого захода приземлиться у экипажа "Боинга" не получилось. По данным официального представителя «Аэрофлота», самолет был отправлен диспетчером на второй круг, во время которого и произошла катастрофа. В 5.10 «отметка» борта пропала с радара диспетчера и одновременно с этим с ним прекратилась радио связь. Практически сразу с вышки аэропорта, с которой видна практически вся Пермь, вдали была замечена мощная вспышка. Несколькими минутами позже в МЧС края поступил звонок о падении лайнера в Индустриальном районе Перми.

Прибывшие на место спасатели вскоре уточнили, что "Боинг" упал в районе железнодорожной линии Транссиба, недалеко от пересечения улиц Смоленская и Карпинского, буквально в 1,5 км от жилых кварталах. От удара о землю машина полностью была разрушена, произошел взрыв, а затем и пожар. Обломки "Боинга" разметало в радиусе нескольких сот метров, самым крупным уцелевшим фрагментом оказалась турбина одного из двигателей. Никто из находившихся на борту 88 человек не выжил.

Самолет упал практически на насыпь Транссиба. По официальной информации ОАО «РЖД», в результате падения самолета были разрушены 100 метров рельс «четного» и около 50 метров «нечетного» пути, около 500 метров контактного провода 5 опор. На место были сразу направлены несколько ремонтных поездов, но к восстановительным работам они приступили лишь после сбора обломков самолета. Движение поездов было возобновлено вчера около 5 часов вечера.

Практически сразу выяснилось, что именно этим «бортом» летел генерал-полковник российской армии Геннадий Трошев -- герой России, бывший командующий 58-й армией, прославившийся во «вторую» чеченскую кампанию. В последнее время он занимал пост советника президента по делам казачества, но в эти дни официально находился на отдыхе. Он отдыхал в Пятигорске, но недавно получил приглашение присутствовать на турнире по самбо памяти Василия Шваи, который должен пройти в городе Краснокамск (неподалеку от Перми). Вместе с ним погибли летевшие этим же рейсом первый вице-президент Федерации самбо РФ Владимир Погодин и президент Федерации самбо Чувашии, депутат госсовета республики Александр Трофимов. Всего же, по официальной информации, на борту Боинга находилось 6 членов экипажа и 82 пассажира, включая пятерых детей и одного младенца. Большинство из них были жителями Пермского края, остальные - 23 жителя Москвы и 21 иностранец (9 граждан Азербайджана, 5 граждан Украины, по одному гражданину Франции, Швейцарии, Латвии, США, Германии, Турции и Италии).

К работам на месте аварии было привлечено около 200 человек. К 9 часам утра были обнаружены оба бортовых регистратора "Боинга". По словам уральского транспортного прокурора Павла Кукушкина, внешне самописцы деформированы, но следов теплового воздействия на них нет, соответственно, теоретически они должны быть пригодны для расшифровки. Вчера «черные ящики» были переданы представителям Межгосударственного авиационного комитета (МАК), работающим на месте, и отправлены в Москву для расшифровки.

Разбираться с причинами трагедии в Пермь вчера съехались представители всех заинтересованных ведомств. Кроме «штатных» в таких случаях комиссий от Минтранса (ее возглавляет сам министр г-н Левитин), МАК и представителей СКП на месте были замечены и эксперты-взрывотехники ФСБ, а также представители 3-го НИИ Минобороны, занимающегося расследованием военных авиапроисшествий. Присутствие последних, видимо, объясняется тем, что аэропорт Большое Савино является объектом «двойного назначения». Кроме гражданских судов, там базируется еще и 764-й истребительный авиаполк (на его вооружении находятся истребители Миг-31) 5-й армии ВВС и ПВО России.

Вчера эксперты и чиновники очень осторожно говорили о причинах трагедии, перечисляя лишь возможные версии. Уральский транспортный прокурор Павел Кукушкин, в частности, заявил, что рассматривается порядка десяти версий. «Стандартно отрабатывается как версия о "человеческом факторе", так и версия о технических неисправностях», - сказал он. По словам же генерального директора «Аэрофлота» Валерия Окулова, будет рассмотрена и версию теракта.

Пока же в деле о катастрофе обнаружилось сразу несколько непонятных и загадочных фактов, не укладывающихся в стандартную картину. Вчера никто их специалистов и представителей авиакомпании и аэропорта официально так и не смог объяснить, почему именно "Боинг" при заходе на посадку был отправлен на второй круг. Никаких сообщений о неполадках или каких-то технических проблемах перед и во время последнего полета "Боинга", по словам представителя «Аэрофлота» Ирины Даненберг, отмечено не было. Связь диспетчер поддерживал с экипажем до момента, когда его отметка пропала с радара.

Согласно данным авиакомпании, экипажа разбившегося "Боинга" в «Аэрофлот-Норд» считался одним из самых опытных. Командир (КВС) Родион Медведев (ему было 34 года) -- пилот второго класса. Окончил Краснокутское летное училище, затем Академию Гражданской авиации, курсы переподготовки пилотов в США. За штурвалом он провел 3689 часов. Более тысячи часов, причем, он «налетал» именно на "Боинге-737-500", и столько же - в условиях ночных полетов. Второй пилот -- Рустам Аллабердин (ему было 43 года) налетал более 9 000 часов (большую часть, правда, на "Ту-134", на «Боинге» он работать он начал только с 2008 года). Он погиб всего за месяц до ухода на пенсию.

По словам же руководителя полетами аэродрома Большое Савино Ирека Бикбова, с которым удалось связаться местным журналистам, команду заходить на второй круг командир экипажа "Боинга" получил после того как, лайнер неожиданно вместо снижения стал набирать высоту. По данным источника в аэропорту Большое Савино, «отметки» борта были последовательно зафиксированы сначала на высоте 1800 метров, затем на 600 метров (лайнер планово снижался по глиссаде после небольшой ошибки исправленной по указаниям диспетчера), однако после этого он вдруг резко поднялся до 900 метров. На запрос диспетчера с просьбой подтвердить высоту 900 метров командир "Боинга" якобы ответил, что продолжает снижаться. Но за это время, согласно показаниям наземных радаров, самолет успел подняться до высоты 1200 метров. Посадка с такой высоты уже была не возможна, и диспетчер дал команду на второй круг. При этом на вопрос г-на Бикбова -- «Все ли нормально на борту?» -- последовал ответ - «Да». Далее, согласно этим данным, экипаж продолжал по своему интерпретировать указания диспетчера. Вместо правого разворота лайнер выполнил левый и начал все-таки снижение до 600 метров. После этого связь с ним оборвалась, а буквально через секунду диспетчер увидел вспышку.

Возможно, именно поэтому место падения лайнера не соответствует тому, где самолет должен был бы находиться, если бы он следовал правильным курсом. Глиссада - траектория, по которой самолет снижается после выполнения захода на посадку - проходит практически через центр Перми. "Боинг", по некоторым данным упал от этой линии в стороне примерно километрах 6-7, с курсом едва ли не перпендикулярным к ней. Что это было - ошибка пилотов, форс-мажорные обстоятельства или героическая попытка экипажа увести погибающий лайнер от спального квартала, пока можно лишь гадать. В авиакомпании комментировать что-либо на эту тему до окончания расследования отказались.

Практически сразу же после катастрофы была выдвинута и версия о возможной неисправности двигатели погибшего "Боинга". По предварительным данным, сразу несколько свидетелей утверждали, что видели горящий самолет. Описывали и нечто похожую на комету и огненный шар. То есть, согласно этим показаниям, самолет взорвался и загорелся еще в воздухе или, по крайней мере, загорелся один из его двигателей, что возможно и стало причиной катастрофы. Однако специалисты такую возможность называют маловероятной. По их словам, "Боинг-737-500" - вообще считающийся в гражданской авиации одной из самых надежных машин в техническом плане -- с неработающим двигателем может совершить посадку в штатном режиме, кроме того, у машины существует система пожаротушения в двигателе. Чтобы возгорание одного силового агрегата привело к таким серьезным последствиям, по их словам, нужно нечто неординарное. Впрочем, в последнее время нечто неординарное в небе над Россией случается довольно часто. Достаточно вспомнить два случая «практически невозможных» одновременных отказов сразу двух двигателей с одной стороны у "Ан-12", приведших к катастрофам.

В самом «Аэрофлоте» вчера заявили, что самолет прошел все необходимы технические регламенты в начале года и был полностью исправен. До этого разбившийся "Боинг" эксплуатировался китайской авиакомпанией Xiamen Airlines. Самолет, выпущенный в 1992 году, был взят в аренду на период с 28 июля 2008 года по 21 марта 2013 года. Лизингодатель - PINEWATCH LIMITED, офис которой находится в столице Ирландии -- Дублине, сам «борт» зарегистрирован на Бермудских островах.

Эта катастрофа стала крупнейшей за последние два года в России. Последний раз подобная трагедия случилась в августе 2006 года, когда под Донецком при попытке обойти грозовой шторм с 11-километровой высоты рухнул "Ту-154". Тогда погибло 160 человек.

Что же касается «Аэрофлота», то для этой авиакомпании это первое серьезное авиапроисшествие в новейшей истории России со времен СССР. Компания всегда с гордостью заявляла о себе, как о самой безопастной, и видимо по этому после катастрофы поспешила откреститься от своей «дочки» «Аэрофлот-Норд». Вчера, спустя всего несколько часов после падения «Боинга», директор «Аэрофлота» Валерий Окулов заявил, что уже с понедельника компания « Аэрофлот-Норд» не имеет право на использование названия, и «Аэрофлот» отзывает у нее торговую марку. «Все дальнейшие рейсы будут выполняться нашими авиакомпаниями раздельно», - сказал он. Правда при этом у «большого» "Аэрофлота" по-прежнему остается контрольный пакет акций этой авиакомпании.

Крупнейшие авиакатастрофы самолетов «Боинг-737» с 2003 года

Пассажирский самолет "Боинг-737" серийно выпускается с 1967 года. Он является самым массово изготовляемым реактивным пассажирским самолетом за всю историю пассажирского авиастроения -- до сих пор было изготовлено 5109 таких самолетов. Учитывая количество эксплуатируемых «Боингов-737», подсчитано, что каждые пять секунд взлетает один самолет.

Пермская катастрофа стала 138-й авиакатастрофой в истории эксплуатации "Боинга-737", в результате этих аварий погибло более 3760 человек.

6 марта 2003 года произошла катастрофа на юге Алжира. Погибло 102 человека. Самолет загорелся в воздухе и упал через несколько минут после взлета.

8 июля 2003 года близ города Порт-Судан (Судан) потерпел катастрофу самолет авиакомпании "Судан Эйруэйс", совершавший рейс Порт-Судан -- Хартум. Причина -- техническая неисправность. На борту находилось 11 членов экипажа и 105 пассажиров.

3 января 2004 года в Египте, близ города Шарм-эль-Шейх, через несколько минут после взлета упал в море самолет авиакомпании "Флэн Эйр" (Египет), который должен был совершить рейс Шарм-эль-Шейх -- Каир -- Париж. Причина -- техническая неисправность. Погибли все находившиеся на борту шесть членов экипажа и 148 пассажиров.

3 февраля 2005 года в Афганистане потерпел катастрофу авиалайнер частной компании «Кам эйр». На его борту находилось 104 человека. Погибли все пассажиры и члены экипажа.

14 августа 2005 года в Греции, близ города Грамматикон, разбился выполнявший рейс Ларнака -- Афины -- Прага самолет авиакомпании "Гелиос Эйруэйс" (Кипр). Согласно предварительной версии, причиной катастрофы послужила внезапная разгерметизация салона самолета на высоте порядка 10 тыс. м. Погибли все находившиеся на борту самолета -- всего 121 человек.

23 августа 2005 года в нескольких километрах от аэропорта города Пукальпа (Перу) разбился самолет перуанской авиакомпании "Танс". Катастрофа произошла в результате сильного урагана. Погибли семь членов экипажа и 48 пассажиров, 52 пострадавших госпитализированы.

5 сентября 2005 года в Индонезии упал авиалайнер индонезийской авиакомпании "Мандала", совершавший рейс в Джакарту. Погибли все 117 человек, находившиеся на борту. Включая погибших жителей города, число жертв достигло 150 человек.

22 октября 2005 года в Нигерии потерпел катастрофу борт авиакомпании "Бельвью эйрлайнз", который вскоре после взлета из аэропорта Лагоса упал на близлежащую плантацию деревьев какао. По свидетельствам очевидцев, самолет взорвался еще в воздухе, а потом его обломки упали на землю. Погибли все 117 человек, находившихся на борту. Предположительная версия катастрофы -- удар молнии.

29 сентября 2006 года потерпел катастрофу самолет бразильской авиакомпании "Гол", совершавший перелет по маршруту Манаус -- Рио-де-Жанейро. Погибли 155 человек -- 149 пассажиров и шесть членов экипажа. По официальной версии, «Боинг» столкнулся с самолетом меньшего размера VIP-класса Legacy, летевшим в противоположном направлении.

29 октября 2006 года близ аэропорта нигерийской столицы Абуджи упал сразу после взлета и загорелся «Боинг-737» со 104 пассажирами и экипажем на борту. Из 104 пассажиров и членов экипажа выжили девять человек. Причиной авиакатастрофы стала ошибка пилота.

1 января 2007 года авиалайнер частной индонезийской авиакомпании «Эдам Эйр» разбился в западной части острова Сулавеси. На борту самолета находилось 102 человека: 96 пассажиров и шесть членов экипажа. Все они погибли.

7 марта 2007 года при посадке в аэропорту индонезийского города Джокьякарта на острове Ява потерпел катастрофу пассажирский самолет индонезийской государственной авиакомпании "Гаруда". На его борту находилось 133 человека, жертвами авиакатастрофы стали 22 человека.

5 мая 2007 года в аэропорту Дуала (Камерун) потерпел аварию самолет компании "Кения эйруэйз". Погибли 114 пассажиров и членов экипажа.

24 августа 2008 года в аэропорту Манас столицы Киргизии Бишкека потерпел аварию самолет киргизской авиакомпании "Итек эйр", совершавший рейс в Иран. Погибло 64 человека, 26 человек остались живы.

Авиакомпания ЗАО «Аэрофлот-Норд» была создана в августе 2004 года, после того, как ОАО «Аэрофлот -- Российские авиалинии» совместно с ООО «Авиаинвест» приобрел через приватизационный конкурс Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Авиакомпания «Архангельские воздушные линии». «Аэрофлоту» принадлежит 51% акций компании, а «Авиаинвесту» -- 49% акций. «Аэрофлот-Норд» стал второй дочерней региональной компанией «Аэрофлота». Ранее по сходной схеме был создан «Аэрофлот-Дон» с базой в Ростове-на-Дону. «Аэрофлот-Норд» выполняет регулярные рейсы в следующие пункты назначения -- Амдерма, Анапа, Апатиты, Белгород, Челябинск, Котлас, Лешуконское, Магнитогорск, Мезень, Москва, Мурманск, Нарьян-Мар, Омск, Печора, Самара, Сочи, Соловки, Санкт-Петербург, Усинск, Волгоград, Екатеринбург, Симферополь (Украина), Тромсе (Норвегия). Парк компании на конец августа 2008 года состоял из 32 самолетов, в том числе двух самолетов Ту-154, 12 самолетов Ту-134, пяти Ан-24, двух Ан-26, двенадцати Boeing-737 (один из которых разбился вчера). До конца 2008 года «Аэрофлот-Норд» намеревается довести число Boeing-737 в своем парке до 17, а Ту-154 и Ту-134 постепенно выводить из эксплуатации. «Аэрофлот» с начала лета 2008 года использовал несколько Boeing-737-500 «Аэрофлот-Норд» для выполнения собственных рейсов. В общей сложности «Аэрофлот» намеревался для этих целей взять у «Аэрофлот-Норд» и «Аэрофлот-Дон» 25 самолетов такого типа в «мокрый лизинг» (т.е. с использованием экипажей и технической поддержки служб лизингодателя). Вчера генеральный директор «Аэрофлота» Валерий Окулов объявил о прекращении сотрудничества с «Аэрофлот-Норд» и об отзыве у архангельской компании торговой марки «Аэрофлота».

Эдуард ЛОМОВЦЕВ
//  читайте тему  //  Авиакатастрофы в России