|
|
N°166, 10 сентября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пролетарская недостаточность
Мэрия Москвы ищет абитуриентов для средних профессиональных заведений
Попытки столичных чиновников заменить гастарбайтеров выпускниками городских техникумов и профтехучилищ, ныне именуемых в основном колледжами, пока особым успехом не увенчались. Наряду с непопулярностью рабочих специальностей у москвичей к резкому сокращению абитуриентов и выпускников системы среднего профессионального образования ведет и набирающий обороты демографический кризис. Об этом вчера на очередном заседании городского правительства заявила руководитель департамента образования Москвы Ольга Ларионова.
По данным разработчиков городской целевой программы «Рабочие кадры» на 2008--2010 годы, ежегодный прием в колледжи (коих у города насчитывается 78) ограничивается сегодня примерно 30 тыс. человек. И это при том, что 18% столичных выпускников девятых классов и 15% одиннадцатиклассников идут после школы в средние специальные учебные заведения. Но на «выходе» цифры получаются еще меньше. На рынке же труда в Москве, по подсчетам департамента образования, насчитывается до 160 тыс. вакансий рабочих специальностей.
«В связи с бурным развитием регионов, где теперь тоже могут предложить достойную зарплату, и отсутствием системы распределения иногородние выпускники предпочитают работу ближе к дому», -- объяснила «Времени новостей» причины сокращения притока внутренних рабочих кадров г-жа Ларионова. Кроме того, по ее словам, «город пока ничего не может предложить иногородним студентам и выпускникам для проживания». Четыре новых общежития при колледжах появятся не ранее 2011 года.
В настоящий же момент, по данным департамента образования города, Москва особенно нуждается в обладателях 86 рабочих профессий. В первую десятку самых востребованных специальностей вошли строительство и эксплуатация зданий, монтажные, общестроительные и отделочные работы, столярно-плотничное и паркетное дело, штукатурка и реставрационное строительство, монтаж и эксплуатация сантехники и вентиляции. Кроме того, наряду с пролетарскими профессиями сварщика, механика, слесаря, токаря в список дефицитных вошли специальности из сферы сервиса и услуг (парикмахер, гладильщик, мастер по ремонту обуви, повар, портной), а также ювелиры, обработчики алмазов и технологи обработки алмазов.
Перечисляя проблемы, Ольга Ларионова всем своим видом давала понять, что на ее ведомство возложили несвойственные системе образования функции. Она, например, категорически отказывалась отвечать на вопросы коллег, пытавшихся уточнить корреляцию потребности рынка труда с возможностями системы профобразования и миграционной политикой города. Г-жа Ларионова ссылалась на то, что ее подчиненным приходится действовать в одиночку, так как «в большинстве отраслевых программ отсутствуют разделы, предусматривающие подготовку кадров».
Не проявляют особого энтузиазма в обеспечении своих предприятий местными специалистами и городские работодатели. Правда, московские отраслевики тут же нашли массу оправданий -- сетуя, в частности, на отсутствие участков для строительства новых профтехучилищ. Глава департамента потребительского рынка и услуг Владимир Малышков уверял, что предприятия его отрасли при предоставлении городом участков с энергетической инфраструктурой за три года построят десять колледжей. А председатель Московской торгово-промышленной палаты Леонид Говоров объяснил причину низкой инициативности предпринимателей слишком большими затратами на подготовку рабочих кадров и обучение стажеров. Выигрывать конкурсы на выполнение госзаказа, жаловался г-н Говоров, может и предприятие с низкой квалификацией сотрудников -- ведь главным критерием является цена, а не качество услуг.
Ольгу Ларионову по-женски поддержала префект Северо-Восточного административного округа столицы Ирина Рабер, заявив о сложности проблемы в силу ее межотраслевого характера и необходимости воссоздания департамента труда и занятости. «Работодателю выгоднее взять безмолвного выходца из среднеазиатской страны. А в результате мы имеем массу жалоб на капремонт», -- возмущалась префект.
Мэру Москвы Юрию Лужкову, который уже было пообещал г-же Ларионовой взыскание за отсутствие самокритики, пришлось признать, что всю сложность обеспечения столицы рабочими кадрами бросили на «хрупкие плечи» руководителя департамента образования. Тогда как образовательное ведомство «должно стать последним звеном» в системе мер по сокращению дефицита профессиональных кадров. «Эту задачу нужно решать вскладчину», -- заявил г-н Лужков, поручив руководителю своего аппарата Виктору Коробченко подготовить предложения по изменению структуры правительства и созданию департамента по труду и занятости. «Нужно разделить ответственность по отраслям, а начинать должны с определения размерности задачи, в нашем случае уже размера бедствия», -- подчеркнул мэр и отправил трехлетнюю программу «на радикальную переработку».
Юлия ХОМЧЕНКО