Совет Евроcоюза, собирающийся на уровне министров иностранных дел 27 государств-членов, на заседании в Брюсселе 15 сентября обсудит ситуацию в Грузии и перспективы развития отношений с Россией. В преддверии этой дискуссии сегодня в Грузию прибывает спецпредставитель Евросоюза по Южному Кавказу, шведский дипломат Петер СЕМНЕБИ. Он посетит и другие страны региона, а о результатах поездки доложит руководству ЕС. 49-летний Петер Семнеби занимает нынешний пост с февраля 2006 года. Перед отъездом из Брюсселя он дал интервью «Времени новостей». По его просьбе разговор шел на русском языке, которым он овладел, работая в посольстве Швеции в бывшем СССР.-- В Евросоюзе, похоже, существует табу на обсуждение действий грузинского президента Михаила Саакашвили в отношении Южной Осетии?-- Мы в ЕС объективно рассматриваем действия президента Саакашвили. У грузинского правительства в Евросоюзе есть много критиков, которые смогли высказаться. Вы имеете в виду начало войны?
-- Я имею в виду приказ бомбить спящий Цхинвали.-- В вопросе начала войны остается много неясностей. Но эскалация конфликта началась еще до событий 7--8 августа. Дело не в провокации одной стороны. Есть долгая политическая предыстория, есть решения России, принятые весной этого года. Напряжение, которое привело к взрыву, росло постепенно. Думаю, что факты будут прояснены. Но сейчас нужно смотреть вперед -- как нормализировать жизнь людей, начать политический процесс, создать условия для безопасности.
-- Но даже грузинская оппозиция считает, что необходимо расследование и отстранение от власти виновных. Нельзя же оказывать материальную помощь тем, кто отдал приказ убивать...-- Согласен, что существуют сильные аргументы в пользу расследования, но из-за сложности конфликта и его предыстории подобное расследование отнимет много времени. А нормализация жизни должна наступить сейчас.
-- Но чтобы осудить Россию, Евросоюзу не потребовалось много времени...-- По информации, которой я располагаю, в конфликте были безответственные поступки с обеих сторон. Грузинская сторона перешагнула черту, за которой эскалация стала неизбежной, и ситуация вышла из-под контроля.
-- В начале конфликта президент Саакашвили обещал по телефону спецпредставителю Евросоюза Хавьеру Солане прекратить огонь. Через три часа после этого в Цхинвали вошли грузинские танки. Вы доверяете Саакашвили?-- Выбор президента -- компетенция грузинского народа. Но мы ожидаем, что после этих драматических событий начнется политическая дискуссия внутри страны. Это естественно и необходимо.
-- В этом месяце предполагается проведение международной конференции по сбору помощи Грузии. Но ведь это только усилит позиции Саакашвили?-- Донорская помощь направляется не политикам или лично президенту, а населению для восстановления страны, для привлечения инвесторов.
-- Кстати об инвесторах. Нефтепровод Баку--Тбилиси--Джейхан, в ходе конфликта совсем не пострадавший, проходит как раз по территории Грузии. Для Евросоюза главное -- защитить эту трубу? Даже ценой милитаризации грузинской экономики?-- Категорически не согласен! Мы уделяем много внимания развитию политической и общественной жизни в Грузии, демократизации ее судебной системы. Все это не так просто, учитывая, что общество находится на ранней стадии преодоления тоталитаризма.
-- В какой степени европейские интересы на Кавказе совпадают с американскими?-- Они совпадают по многим стратегическим вопросам, в том числе по диверсификации источников энергоресурсов и путей их транспортировки.
-- Ушла в прошлое идеологическая конфронтация Москвы с Западом. Почему же опять на страницах западных СМИ появилась риторика времен «холодной войны»?-- То, что произошло в первой половине августа, по многим параметрам необычное явление. Его необходимо тщательно проанализировать. Понятно, что люди ищут параллели в истории...
-- Как будут выстраиваться отношения России и ЕС? Невозможно представить, что ЕС признает Абхазию и Южную Осетию, но и Россия не отступит...-- Ситуация отнюдь не тупиковая. Конечно, трудно найти язык, необходимый для гармоничного выстраивания отношений. Но мы должны стараться, так как живем вместе на одном континенте. Я надеюсь, что переговоры в Москве (8 сентября. --
Ред.) президента Франции Николя Саркози, верховного представителя ЕС по общей внешней политике и политике безопасности Хавьера Соланы и главы Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу будут успешными.