|
|
N°162, 04 сентября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Надзор полетов
AirUnion получил поддержку прокуратуры и арбитражного суда
Транспортная прокуратура, как сообщила вчера Генпрокуратура, начала проверку по фактам задержек авиарейсов альянса AirUnion, которые, несмотря на усилия самой компании и федеральных властей, по-прежнему продолжаются. Так, вчера в аэропорту Домодедово было задержано восемь рейсов, но вскоре по требованию прокуратуры службы аэропорта восстановили обслуживание воздушных судов. «Анализ поступающей информации свидетельствует о неспособности авиакомпаний, входящих в альянс AirUnion, своевременно и в полном объеме обеспечить пассажиров услугами перевозки согласно расписанию авиарейсов», -- было отмечено в сообщении Генпрокуратуры. Также в нем были приведены первые результаты проводимой Московской межрегиональной транспортной прокуратурой проверки авиаальянса AirUnion, контрольный пакет акций которого предполагается передать госкорпорации «Ростехнологии». Под поручительство последней, по данным Генпрокуратуры, альянсу были переданы полномочия по распределению топлива из «Росрезерва». В результате «Росрезерв» выделил AirUnion до 14 сентября 24 тыс. тонн авиакеросина на преодоление кризиса перевозок.
Для объяснений в транспортную прокуратуру был вызван гендиректор AirUnion Михаил Мошиашвили, который показал, что направил заявки в «Росрезерв» на поставку авиатоплива в аэропорты Домодедово -- 12 тыс. тонн, Красноярска -- 7,2 тыс. тонн, Владивостока -- 1 тыс. тонн. Тем не менее в Домодедово и после этого намеревались прекратить наземное обслуживание судов альянса, за что Московская транспортная прокуратура объявила предостережение управляющему директору ЗАО «Коммерческое агентство аэропорта Домодедово».
Проблемы у AirUnion (в него входят «Красэйр», «Домодедовские авиалинии», «Самара», «Омскавиа», «Сибавтотранс») начались в конце августа, когда у него накопилась огромная задолженность по оплате авиатоплива. Начались массовые задержки рейсов -- сотни людей сутками не могли вылететь из аэропортов. По состоянию на 1 сентября задолженность альянса составляла порядка 1 млрд долл., и претензии к компании продолжают поступать. В частности, партнер AirUnion лизинговая компания «Ильюшин Финанс» обратилась в арбитражный суд Красноярска с иском о банкротстве альянса. Но против банкротства AirUnion выступили вице-премьер Сергей Иванов и глава Минтранса Игорь Левитин.
Однако на этой неделе появилась информация, что «Росимущество» и «Ростехнологии» не уверены в своих намерениях относительно поддержки альянса на том основании, что «акционеры и менеджмент авиакомпаний не выработали адекватную программу антикризисного управления».
Финансовые споры с той или иной степенью успеха решают и сами члены альянса. На этой неделе арбитражный суд Москвы принял решение снизить налоговые претензии к авиакомпании «Красэйр» с 821 до 310 млн руб., частично удовлетворив иск компании к Федеральной налоговой службе. ФНС обвиняла авиакомпанию в уходе от налогов с помощью «экономически необоснованных лизинговых схем». Правда, решение суда служит слабым утешением для «Красэйр», находящейся на грани банкротства и имеющей общий долг порядка 100 млн долларов.
Суд рассматривал эпизоды деятельности компании в период с 1 января 2004-го по третий квартал 2005 года. Тогда «Красэйр» брала в лизинг самолеты и оборудование, затем перезаключала сделки, сдавая взятое оборудование в лизинг третьим лицам и арендуя его снова. Если учесть особый режим налогообложения для лизинговых сделок (лизинговые платежи вычитаются из налогооблагаемой базы налога на прибыль), то компания могла минимизировать налоговые отчисления в госказну. Немаловажно и то, что оборудование, взятое в лизинг, амортизируется быстрее приобретенного и соответственно теряет в цене. Следовательно, платежи за два раза пересданное в лизинг оборудование снижаются. На суде представитель авиакомпании привел пример, когда «Красэйр» взяла в лизинг двигатели у одной компании, передала их другой, которая оснастила этими двигателями самолеты, и уже готовые лайнеры авиакомпания вновь взяла в лизинг. Получилось экономично.
«Налоговики всегда с большим подозрением относятся к лизинговым операциям, -- пояснил «Времени новостей» юрист одной из московских лизинговых компаний. -- Часто их квалифицируют как мнимые лизинговые сделки. Действительно, есть примеры, когда на базе одного предприятия создается «карманная» лизинговая компания, которая сдает своей материнской компании оборудование, затем берет обратно. В результате налоговики часто расценивает лизинг не как приобретение основных средств, а как схему снижения налогов».
Но юрист «Красэйр» убеждал суд, что компания и не помышляла ни о каких махинациях, а просто блюла интересы собственного бизнеса. «Нет ничего предосудительного в том, что договор меняется в пользу более выгодных условий, -- пояснял он. -- Мы делали это не для снижения налогов, а для увеличения срока лизингового договора и уменьшения ежемесячных платежей».
Однако, как выяснилось в суде, в результате столь сложноподчиненных отношений с партнерами возникали и «казусы». Так, Валерий Репин, числившийся учредителем одной из лизинговых компаний «Джет флайт», с которой сотрудничал «Красэйр», признался налоговым органам, что впервые об этой компании слышит. Аналогичная история и с гендиректором компании «Проект Сити» Аркадием Темновым. В ходе проверки же выяснилось, что у мужчин ранее просто были утеряны паспорта. «Подписи на договорах нотариально заверены, -- ответил на это юрист «Красэйр». -- Не было никаких сомнений, что эти люди являются гендиректорами компаний. К тому же мы проявляли добрую совесть и разумную осторожность».
Екатерина ГОЛОВИНА