Парламент Грузии вчера досрочно, за пять дней до положенного срока и за день до приезда в Тбилиси из Баку американского вице-президента Дика Чейни, отменил действие в стране военного положения, фактически сделав его полувоенным, так как сохраняется режим чрезвычайного положения на неподконтрольных территориях Абхазии и Южной Осетии. Тбилиси называет их «оккупированными».
Военное положение было введено 9 августа на две недели и продлено 23 августа еще на две. Решение отменить его досрочно источники «Времени новостей» в грузинском парламенте объяснили экономическими соображениями. По официальным данным, ущерб Грузии
в связи с кавказским конфликтом превысил 1 млн долл. «Зарубежным инвесторам, которые готовы принять участие в восстановлении экономики, отказывали в их странах в страховании и в кредитах, пока в Грузии действовал режим военного положения», -- сказал собеседник «ВН» в парламенте Грузии.
Военное положение не только предусматривало возможность мобилизации резервистов, что и было сделано президентом Михаилом Саакашвили, но и регулировало ограничения, в том числе на проведение оппозицией митингов и демонстраций. Впрочем, оппозиционеры и сами договорились о моратории на критику власти в период войны. Но сейчас представители оппозиции говорят, что настало время проанализировать случившееся, чтобы установить степень ответственности руководства своей страны. «Произошла катастрофа, -- заявил "ВН" лидер «Союза грузинских традиционалистов» Акакий Асатиани. -- Мы должны разобраться в ее причинах. Страна рушится».
Оппозиция выступает в основном в печати. Грузинские телекомпании, за исключением небольшой «Кавкасии», заняты информационной войной с Россией. При этом вещание российских телекомпаний в Грузии по-прежнему отключено. Ответственность за это взял на себя госминистр по реинтеграции, спецпредставитель президента по урегулированию конфликтов Темури Якобашвили, признавший, что это было его идеей. Общественное телевидение Грузии и «Рустави-2» транслируют высказывания российских руководителей (президента, премьера и главы МИДа) только выборочно и лишь в случае необходимости. До сих пор нет доступа к сайтам с доменом «ру».
В крупнейшей компании кабельного вещания «Айети», которая передавала сигнал российских телеканалов, нашей газете сказали, что "пока не знают, возобновят ли трансляции после отмены режима военного положения". На тех каналах, где были ОРТ, РТР или НТВ, сейчас показывают американскую Си-эн-эн или другие западные каналы.
Хотя доступ грузинской оппозиции к СМИ сейчас ограничен, ее лидеры намерены задать президенту Михаилу Саакашвили «острые вопросы». Это формулировка лидера «Объединенной оппозиции» Левана Гачечиладзе, который в интервью грузинской газете «Алиа» сообщил, что консультируется с экспертами, чтобы «наполнить» эти вопросы. Его интересуют причины военных просчетов грузинского руководства, а также вопрос политической ответственности властей. Гачечиладзе заявил, что если бы победил на президентских выборах 5 января (он набрал 27%, вдвое уступив Саакашвили, но оппозиция посчитала голосование сфальсифицированным и не признала его итогов), то военной развязки не допустил бы. Обещала задать нелицеприятные вопросы властям и экс-председатель парламента Нино Бурджанадзе, которая в апреле покинула правящую команду, создав «Фонд развития демократии», но сейчас не исключает возвращения в политику с собственной партией.
В оппозиционной Республиканской партии «ВН» сказали, что, по их ожиданиям, в 2009 году состоятся досрочные парламентские выборы. Нынешний парламент был избран 21 мая, но большая часть оппозиции отказалась в нем работать. «Новые выборы необходимы, но надо вообще менять систему власти, переходить от президентской республики к парламентской», -- говорит "ВН" Акакий Асатиани. По его мнению, это позволило бы более справедливо выстроить конструкцию власти, в том числе чтобы не допускать впредь таких жестких разрывов с Россией. «Прискорбно, что происходит разрыв отношений с соседним народом-единоверцем, но об этом должны подумать и в Москве», -- уверен Асатиани. Оппозиция тут же оговаривается, что ответ России был «непропорциональным».
Вчера, выполняя требование МИД Грузии, российские дипломаты спустили флаг в посольстве и сняли вывеску. 28 августа грузинский парламент инициировал разрыв дипломатических отношений с Россией. И теперь сотрудники российского посольства готовятся к эвакуации, вероятно, самолетом МЧС (обычное авиасообщение между нашими странами прервано). Время от времени пикетчики из числа сторонников грузинского президента приносят к зданию российского посольства в Тбилиси рухлядь, в том числе старые унитазы. Грузинское телевидение во время войны показывало кадры, на которых люди в российской военной форме выносили унитазы и прочую утварь с захваченных военных баз.
Грузия тоже эвакуирует из Москвы своих сотрудников и оставит в российской столице только консула и двух его заместителей. Пока неизвестно, возобновит ли работу консульский отдел посольства России в Грузии, тоже приостановивший функционирование. Но вчера официальный представитель МИД России Андрей Нестеренко объявил, что выдача виз гражданам Грузии приостанавливается в ответ на аналогичные действия грузин.
Грузинские обыватели вчера отмене военного положения были рады. Ведь из-за войны сократились поставки иностранных товаров. Поредели прилавки, есть перебои с мылом, стиральными порошками. «Кофе нет, и неизвестно, когда завезут», -- сказали "ВН" в «Доме кофе», торговавшем мексиканскими, колумбийскими и иными тонизирующими зернами. Как теперь писать статьи без кофе?!