Прошедший вчера в Брюсселе экстренный саммит Евросоюза не привел к тем результатам, на которые рассчитывали сторонники резкого ужесточения антироссийской линии. Провалились планы Польши, Великобритании и прибалтийских государств примерно наказать Россию за ее политику на Кавказе и действия в отношении Грузии.
Лидеры 27 стран -- членов ЕС ограничились обнародованием совместного заявления, в котором призвали Москву «не изолировать себя от остальной Европы». К санкционным мерам можно отнести лишь решение перенести сроки начала переговоров с Россией о заключении нового соглашения о стратегическом сотрудничестве. На этом пункте особенно настаивал премьер-министр Великобритании Гордон Браун, призвавший своих коллег «заморозить» переговоры с Москвой.
Теперь судьба нового соглашения увязана с выполнением Москвой «обязательств по соглашению о прекращении огня из шести пунктов», достигнутому при участии президента Франции Николя Саркози. А значит, и с отводом российских войск на позиции, которые они занимали до начала югоосетинского конфликта. Оценку этого процесса намечено завершить к ноябрьскому саммиту Россия--ЕС в Ницце.
Действия России в отношении Грузии участники саммита назвали «вторжением, неприемлемым с точки зрения международного права», в результате чего ее отношения с остальной Европой оказались «на распутье». Европейские лидеры также осудили признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии и потребовали определить статус этих территорий в рамках международных переговоров. А также призвали остальные страны не признавать независимость двух республик. Тем не менее в итоговом заявлении говорится, что Евросоюз заинтересован в «стратегических отношениях партнерства» с Россией, основанных на «сотрудничестве, доверии и диалоге».
«Мы не хотим прерывать партнерские отношения с Россией, -- заявил на итоговой пресс-конференции Николя Саркози. -- Мы недвусмысленно осуждаем непропорциональную реакцию русских, но мы в Европе осознаем необходимость продолжения диалога с нашими русскими соседями». Президент Франции обсудит перспективы дальнейшего сотрудничества ЕС с Россией в Москве, куда он намерен прибыть 8 сентября.
Инициировавшая проведение экстренного саммита Польша и ее союзники по антироссийской коалиции рассчитывали на более жесткие меры. Однако уже в конце минувшей недели стало ясно, что в рядах ЕС нет единства по поводу того, каким языком дальше разговаривать с Россией. «При всей важности для Евросоюза происходящего сейчас на Кавказе, в Брюсселе и в Москве понимают, что отношения между Россией и Евросоюзом начали ухудшаться не сегодня, -- сказала «Времени новостей» завсектором Центра европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН Надежда Арбатова. -- Россия, чувствуя себя сильнее, чем 15 лет назад, пытается пересмотреть всю модель своих взаимоотношений с ЕС, и это не нравится ее партнерам».
Другим источником разногласий остается значительное влияние на европейские дела со стороны США.
«Внешняя политика Белого Дома обоснованно воспринимается в Москве как агрессивная, особенно в сфере обороны и международного права. Это бросает тень и на Брюссель, который стремится развивать с Вашингтоном партнерские отношения под лозунгом евроатлантической солидарности», -- отметила г-жа Арбатова. При этом растет конкуренция между Россией, Евросоюзом и НАТО: «Из 26 стран -- членов НАТО 21 страна одновременно входит в ЕС. Процессы, направленные на расширение и укрепление этих альянсов, воспринимаются Россией как проявление угрозы».
Завотделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов также указал «Времени новостей» на то, что недовольство Евросоюза Россией имеет более глубокие причины, нежели ее политика на Кавказе, которая сама по себе вряд ли могла кардинально ухудшить ситуацию: «ЕС озабочен не столько российско-грузинским конфликтом, сколько тем, что Россия, по его убеждению, не только не идет по пути демократизации, но даже откатывается назад». В этих условиях между Москвой и Брюсселем по-прежнему «возможно прагматическое сотрудничество», однако оно «неизбежно будет носить характер вынужденного, а не стратегического партнерства».
«Я не представляю, о каких санкциях идет речь в наше время, когда ЕС и Россия находятся в теснейших отношениях, когда 55% внешней торговли России связано со странами Евросоюза», -- заявил вчера постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин. Предвидя нежелание большинства стран -- членов ЕС ссориться с важнейшим поставщиком энергоресурсов, премьер-министр Великобритании Гордон Браун в воскресной статье в лондонской газете «Обсервер» предостерег Евросоюз от усиления энергетической зависимости от «менее стабильных или ненадежных партнеров», имея в виду прежде всего Россию. Он подчеркнул «неотложность работы над энергетической повесткой дня Европы» и заявил, что «мы обязаны более быстрыми темпами строить отношения с другими производителями нефти и газа». Правда, британский премьер признал, что говорить о реальном снижении энергозависимости ЕС от России можно будет не ранее 2020 года.
Вчерашний саммит ЕС сохранил верность курсу на сотрудничество с Россией. Верховный представитель по общей внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана еще до мероприятия настаивал, что «в повестке дня саммита нет вопроса о санкциях». Он призвал ЕС сосредоточиться на оказании Грузии экономической и гуманитарной помощи, подтвердив ее территориальную целостность. Страны Евросоюза выразили общее намерение направить в Грузию дополнительных наблюдателей. Сейчас там находятся 40 человек, осуществляющих мониторинг ситуации. По свидетельству Хавьера Соланы, речь пойдет о посылке «сотен наблюдателей», которые должны следить за соблюдением российской армией соглашения о прекращении огня.
Россия не противится этим инициативам, что открывает путь для сближения подходов к преодолению кризиса на Кавказе. Как подтвердил вчера российский МИД, Москва готова «рассмотреть возможность участия российских представителей в международном полицейском присутствии в зоне безопасности». По мнению российской стороны, «такое присутствие могло бы быть развернуто по мандату ОБСЕ с опорой на возможности Евросоюза, учитывая проявленную членами ЕС заинтересованность в этом». На Смоленской площади заявили, что у Москвы «нет намерения навсегда сохранять свои миротворческие силы за пределами Южной Осетии и Абхазии». Вместе с тем Россия будет настаивать на обеспечении «надежного международного контроля в прилегающих к их территории районах Грузии, чтобы предотвращать подготовку тбилисским режимом новых военных авантюр».
В лагере противников изоляции России вчера выделялся активностью глава МИД Испании Мигель Анхель Моратинос. Заметив, что его страна поддерживает принцип территориальной целостности государств применительно как к Косово, так и к Грузии, он заявил, что видит роль Евросоюза как «гаранта стабильности и согласия с Россией в зоне Кавказа», и пригласил своих коллег по ЕС к «диалогу» с Москвой. Тень самопровозглашенного балканского государства вчера незримо витала над саммитом Евросоюза. Из 27 членов ЕС 21 страна признала независимость края, провозглашенную в одностороннем порядке в феврале. Это вносит в ряды Евросоюза дополнительный разлад и ослабляет аргументацию защитников политики Тбилиси.