Осеннюю сессию Госдума должна начать с обсуждения проекта
трехлетнего бюджета на 2009--2011 годы. Уже ко второму чтению, как ожидают многие эксперты, бюджет пополнится поправками, расширяющими перечень расходов на военно-промышленные нужды.
Оказание разовой финансовой помощи Южной Осетии российский бюджет вряд ли отяготило бы, но, как полагают некоторые аналитики, военный конфликт на Кавказе и последовавшее за ним резкое внешнеполитическое обострение могут повлечет за собой корректировку экономической политики. И если так, то долгосрочный план развития до 2020 года с его идеей инновационного прорыва может быть либо фактически забыт, либо девальвирован мобилизационным уклоном экономики.
Поздней весной, когда еще верстался бюджет на ближайшую трехлетку, вероятность военного конфликта с Грузией даже не рассматривалась всерьез. Тем не менее уже тогда финансисты заложили в проекте бюджета существенный рост расходов на следующий год и по статье «Национальная оборона» (на 23%) и по статье «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (на 30%). В абсолютных величинах на оборону запланированы расходы в 1,3 трлн руб., на безопасность -- 1,1 трлн рублей.
Военная операция в Грузии показала, что техника «неидеальна», как признался заместитель начальника Генштаба генерал-полковник Анатолий Ноговицын. «Мы хорошо это знаем, серьезно к этому относимся и делаем выводы», -- добавил он. Выводы, скорее всего, будут заключаться в перераспределении средств
на перевооружение российской армии.
«В целом о мобилизационной модели экономики речь пока не идет, но шаг к такой модели уже сделан», -- полагает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. «Помимо того, что уже наблюдается рост мобилизационных и военных расходов, помимо дополнительных расходов на экономическое сотрудничество с Абхазией и Южной Осетией наверняка активизируются и лоббисты. Как показывает практика, чрезвычайные ситуации всегда выступают прекрасным поводом для министерств и ведомств настаивать на увеличении бюджетных ассигнований. МПС попросит на восстановление железных дорог, энергетики попросят -- и всем им добавят», -- полагает эксперт.
Скорее всего, изменения коснутся только трехлетнего бюджета, до перекройки Стратегии-2020 вряд ли дело дойдет, так как все сроки принятия этого документа и так сдвинуты, напоминает он.
Другие аналитики, впрочем, более спокойны как раз за трехлетний бюджет. «Все макроэкономические прогнозы трехлетки на 99% остаются актуальными, и пока нет оснований считать, что в ближайшее время они будут пересмотрены», -- уверен генеральный директор компании «Финэкспертиза» Агван Микаэлян. «Если что и способно повлиять на долгосрочную экономическую стратегию России, то не последствия военной операции, а такие факторы, как мировые цены на нефть и ситуация на фондовых рынках. На экономику огромной страны конфликт с грузинским руководством влияния не окажет», -- считает он.
По словам депутата Госдумы Сергея Глазьева, перераспределение бюджета в пользу увеличения расходов на армию происходит и без признания независимости Южной Осетии и Абхазии. «В последнее время государственный оборонный заказ вырос пятикратно», -- напоминает он.
Увеличение расходов на военные нужды, если оно произойдет, менее опасно, нежели формирующийся ныне уклон в мобилизационную экономику, считают в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП). Госкорпорации и военно-промышленные холдинги лишь подтверждение того, что задел к мобилизационной экономике создан уже давно, экономика объективно готова к мобилизационному сценарию больше, чем к инерционному, а тем более к инновационному, считают в РСПП.
Руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич также не исключает, что российская экономика начнет перестраиваться на мобилизационную модель. «Конечно же, правительство об этом в открытую не объявит, инновационная стратегия формально останется в силе. Но по факту изменений в геополитике сдвиг в сторону мобилизационной стратегии практически неизбежен», -- полагает он. По мнению эксперта, «речь не будет идти о том, что эта модель возобладает, наверняка будет существовать смешанная модель». Кроме того, по его словам, можно надеяться, что сдвиг в сторону мобилизационной экономики не будет тотальным -- бизнес приложит для этого все свои лоббистские возможности. Хотя с такой мечтой, как уменьшение налогового бремени, бизнесу, судя по всему, придется все же на ближайшее время распрощаться.
«В долгосрочной стратегии Минфина на 15 лет, опубликованной еще до военного конфликта, указано, что планируемое снижение поступлений от нефтегазовых доходов не позволяет снижать НДС, а расходы на социалку заставят повысить ЕСН. С учетом же, что изменившаяся политическая ситуация в перспективе может потребовать дополнительных расходов, уже не идет речи о каком-либо снижении налогов», -- заявил г-н Гурвич «Времени новостей».
По мнению Михаила Виноградова, генерального директора Центра политической конъюнктуры, существуют риски того, что в массированной критике нынешней бюджетной стратегии и лично вице-премьера Алексея Кудрина нынешняя экономическая модель постепенно будет признаваться все более не отвечающей требованиям времени. «В открытую речь пока будут вести лишь об увеличении расходов по военным статьям бюджета. Не исключено, что на оборону, безопасность и перевооружение будут направлены дополнительные средства. Но вряд ли они окажутся слишком велики: пока будут обсуждаться и приниматься поправки, ажиотаж вокруг кавказских республик поутихнет, и все завершится тем, что расходы на силовые ведомства окажутся чуть больше, чем планировалось. Перестройки экономики на мобилизационный лад бояться не стоит -- вряд ли кто в правительстве или Думе понимает, как нужно строить такую экономику», -- сказал г-н Виноградов «Времени новостей».
Руководитель Центра макроэкономических исследований компании «БДО Юникон» Елена Матросова уверена, что «российской экономике пока есть чем ответить на новые геополитические вызовы, не прибегая к перестройке всей экономической системы». По мнению эксперта, жертвовать социальной политикой ради гонки вооружений правительство сейчас вряд ли готово. «С большой долей вероятности в бюджет будут внесены поправки, увеличивающие расходы на новые виды вооружений и безопасность. Не исключено, что дополнительные ассигнования получат и отрасли, чья продукция с равным успехом может быть востребована и военными, и гражданскими структурами, например нанотехнологии. Могут быть увеличены расходы на НИОКР, на инфраструктурные проекты», -- полагает эксперт.