Сегодня в Брюсселе пройдет чрезвычайная встреча руководителей 27 стран -- членов Европейского союза. На повестке дня стоит обсуждение ситуации на Кавказе и дальнейшего развития отношений с Россией. Евросоюз давно уже не выглядел столь растерянным. Слишком уж велик диапазон предложений -- от примерного наказания России до продолжения сотрудничества.
Премьер-министр Великобритании Гордон Браун призывает ЕС и НАТО пересмотреть отношения с Москвой: «Мы хотим, чтобы Россия была хорошим партнером в «большой восьмерке» и других организациях, но она не может сама выбирать, каким правилам следовать, а каким нет». Иного мнения придерживается глава МИД Испании Мигель Анхель Моратинос, заявивший, что «сейчас не время вводить санкции против России -- напротив, необходим диалог». Всячески избегает говорить об антироссийских санкциях и Николя Саркози -- президент председательствующей в настоящее время в Евросоюзе Франции.
Германия старается предложить европейцам общую позицию в отношении кавказского кризиса. Накануне саммита представитель правительства ФРГ отметил, что ЕС «единодушно считает, что территориальная целостность Грузии не может ставиться под вопрос». Европа намерена активно заниматься оказанием Грузии помощи -- «как гуманитарной, так и в восстановлении разрушенной инфраструктуры». Министр иностранных дел Германии Франк Вальтер Штайнмайер высказался за «сильную и благоразумную роль европейцев».
Однако
новобранцы ЕС были настроены куда более решительно. Инициатива созыва сегодняшнего чрезвычайного саммита принадлежала Польше, ее президент Лех Качиньский безоговорочно стал на сторону Грузии. Глава польского государства на митинге в Тбилиси даже выразил готовность вступить в борьбу с «российским агрессором».
Из Варшавы посыпались радикальные предложения: ввести экономические санкции против Москвы, ограничить передвижение российских граждан по Европе, блокировать европейские счета российских олигархов, не делиться с новыми технологиями, остановить строительство Северо-Европейского газопровода из России в ФРГ по дну Балтийского моря...
Очевидно, что европейцам будет легче договориться между собой о помощи Грузии, нежели чем о карательных мерах в адрес России. Варшава предлагает порадовать Тбилиси поставками гуманитарной помощи, участием Евросоюза в восстановлении страны, формированием под эгидой ЕС миротворческих сил с возможным участием Польши, ассоциированным членством Грузии в ЕС и либерализацией визового режима для ее граждан. Не все эти меры могут увлечь старую Европу, однако экономическую помощь Михаил Саакашвили получит непременно. При этом европейцы вряд ли будут вспоминать о его ответственности за нынешний кризис.
Показательно, что единства нет и внутри польской политической элиты. По мнению президента Качиньского, ЕС ведет себя по отношению к России трусливо. Тем временем премьер Дональд Туск хочет поддерживать с Москвой партнерские отношения. Страдающий политической ревностью к премьеру Лех Качиньский стал добиваться от председательствующей в ЕС Франции приглашения на саммит, который обычно проходит при участии премьеров. Приглашение он получил, а это означает, что решительная антироссийская позиция Качиньского пришлась на душе многим евроначальникам.
После этого в Варшаве началась склока между правительством и президентской администрацией: кто возглавит оказавшуюся "двуглавой" делегацию Польши и кто будет представлять ее позицию на саммите. Глава канцелярии премьера Славомир Новак иронически заметил: «В Европе это неслыханное дело, чтобы кто-то подскакивал на политической сцене и кричал: возьмите меня в поездку в Брюссель! Это как в «Шреке»». И.о. главы президентской администрации Петр Конвацкий в ответ заявил, что не мог поверить, что «такие вещи говорит взрослый человек, а не герой мультфильма: ведь президент всегда был самым высоким представителем Республики Польша».
В итоге главой делегации стал Качиньский, президент и премьер летят одни самолетом, переговоры они будут вести вдвоем, представит же официальную позицию глава государства. Главе польской дипломатии Радославу Сикорскому вообще может не хватить места на саммите за общим столом -- каждому государству отводится только два кресла.
Польский президент очень хотел выступить на саммите от имени Польши и стран Балтии, потребовав радикальных мер по отношению к России. Для этого пан Качиньский предварительно слетал в Таллин, дабы убедить глав Эстонии и Латвии, а также представителя президента Литвы выступить объединенным фронтом против Москвы. Однако после встречи он несколько приглушил воинственную риторику, признав, что «единой позиции Польши и стран Балтии нет». Разговор о санкциях был, но, как заметил пан Качиньский, «теперь уже не слишком далекоидущих». Да и сама Польша, по его словам, не намерена требовать жестких санкций по отношению к России.
В польских СМИ появилась информация, что Варшава отступила под давлением США, которые якобы попросили не требовать санкций для России. Но Москва всячески демонстрирует, что готова ответить на возможные европейские санкции встречными шагами. Похоже, что в Польше это сразу же восприняли на свой счет -- нефтепровод «Дружба» может пересохнуть, а на пути польского мяса на российский рынок может вновь вырасти санитарно-эпидемиологический кордон.