|
|
N°156, 27 августа 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Персидский размен
Иран и «Газпром» обсуждают своповые операции
Несмотря на нагнетание напряженности вокруг Ирана, в Тегеране продолжают анонсировать планы по развитию сотрудничества с «Газпромом». Как передает агентство Shana, министр нефти Голям Хоссейн Нозари заявил на пресс-конференции о намерении укреплять связи с Россией за счет улучшения кооперации с газовым концерном. По его словам, один из рассматриваемых вариантов -- проведение разменных (своповых) операций: «Инструмент предполагает, что мы будем получать часть российского газа на севере страны, а передавать («Газпрому» -- Ред.) на юге». От дальнейших пояснений он отказался. Но, судя по всему, речь идет о том, что российский концерн поможет обеспечить топливом газодефицитные северные районы Ирана и получит возможность экспортировать часть газа, добываемого на иранском шельфе. Чисто теоретически схема выглядит весьма перспективно и позволит «Газпрому» увеличить свое присутствие на рынке газа в Юго-Восточной Азии.
Однако физически ее представить довольно сложно. Непосредственной границы с Ираном у России нет, соответственно от имени «Газпрома» он может попасть туда только тремя путями. Через Туркменистан, который и сам осуществляет поставки газа иранцам, Азербайджан (также обладающий собственным газовым потенциалом), Армению и Грузию, что потребует дополнительных транзитных договоренностей с Тбилиси. Наиболее вероятен вариант поставки через Азербайджан, который пытается прорваться со своими запасами в Европу и пока не рассматривает Иран в качестве перспективного рынка. Впрочем, и на этом направлении без дополнительных вложений в инфраструктуру (модернизация перемычки Али-Байрами--Астара--Рашт) не обойтись. Руководство «Газпрома» в начале лета предложило Азербайджану рассмотреть возможность закупки азербайджанского газа в портфель «Газпром экспорта» по конкурентным ценам. И вполне может выйти с инициативой об использовании Азербайджана для транзита небольших объемов.
Правда, есть вопрос и о наличии у Ирана объемов газа на юге, которые можно экспортировать на рынки Юго-Восточной Азии. Пока у Тегерана нет таких возможностей (небольшие поставки газа в Турцию не в счет). Переговорный процесс о строительстве экспортного трубопровода в Пакистан и Индию идет без прорывов много лет. И пока не может рассматриваться как вероятный маршрут для поставок газа, которые «Газпром» может получить в рамках размена. Остается только сжиженный природный газ с месторождения «Южный Парс». Однако строительство двух (из трех) заводов (Pars LNG и Persian LNG) из-за отказа западных инвесторов -- Shell, Repsol и Total -- фактически заморожено. Эти компании покинули Иран под давлением США, наложивших на Тегеран и его контрагентов санкции, и правительств собственных стран. Третий проект, оператором которого является норвежская StatoilHydro, пока реализуется без кардинальных изменений. Но и в нем вероятность остановки высока.
Таким образом, «Газпром» сможет получить газ на юге Ирана, только если сам же поможет его добыть и превратить в жидкость. Пока, правда, российский концерн не располагает опытом и технологиями в сфере СПГ.
А г-н Нозари прямо заявил, что абсолютным приоритетом для Тегерана с точки зрения организации экспорта газа остается турецкий маршрут и соответственно подписание пакетных договоренностей (большая сделка о добыче и транспортировке иранского газа через Турцию в Европу) с Анкарой. Утверждение документов на этот счет ожидалось две недели назад, во время визита в Турцию президента Ирана Махмуда Ахмадинежада. Но под давлением Вашингтона и из-за некоторых коммерческих разногласий стороны решили отложить подписание и доработать условия сделки.
Алексей ГРИВАЧ