|
|
N°156, 27 августа 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Война нового типа
Как и чем воевала в Южной Осетии грузинская армия
Война Грузии против Южной Осетии и Абхазии с участием России сегодня может рассматриваться как начало нового витка давнего конфликта. Ее вполне можно расценивать как новый тип войн, характерных для постсоветского пространства, как начало второго передела бывшего СССР для изменения статус-кво. На мой взгляд, в ближайшей перспективе подготовка грузинских войск может стать образцом для Азербайджана и Украины.
Грузинская стратегия и тактика в ходе войны базировалась на оперативной маскировке, отличном знании местности большей частью офицеров, прошедших ротацию в миротворческом батальоне, на возможности использования израильских беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) «Гермес-450» со спутниковым наведением на цель высокоточными снарядами М-87 «Оркан» для поражения артиллерийских батарей и использовании системы спутниковой навигации GPS. Также был расчет на превосходство действий в ночных условиях, на пятую колонну в виде «осетинского правительства в изгнании», на мощную радиолокационную и радиоразведку, насыщенность средствами связи, приборами ночного видения. Особый расчет был на снайперские и диверсионные группы, которые перед войной проводили учения с высадкой морских и воздушных десантов.
Учитывались Грузией и сильные стороны российской армии: абсолютное превосходство в воздухе, на море, в тяжелом вооружении. Равно как и отсутствие у армии Грузии современной ПВО, активных средств для противодействия ВВС на большей части грузинской территории. Основная ставка в стратегии против российской армии была сделана на достижение максимального огня за короткий промежуток времени, быстрое (за один-полтора дня) овладение Южной Осетией, захват Рокского тоннеля. А дальше могло последовать «наведение конституционного порядка» в Абхазии с одновременной высадкой морского и воздушного десанта в Горском районе с последующим наращиванием сил. За основу были взяты уроки ближневосточных войн Израиля, опыт афганской и иракской войн. Тактика пехотных бригад поэтому базировалась на действиях штурмовыми группами, диверсионными подразделениями.
По двум программам Пентагона ("Обучи и оснасти" и "Обеспечение операций стабильности") в 2002--2007 годах прошли переподготовку более 5 тыс. грузинских военнослужащих. Пентагоновские специалисты и инструкторы помогли грузинской армии создать четыре батальона: 12-й «Командос», 23-й Сачхерский горно-стрелковый, 11-й Телавский легкой пехоты, 13-й Шавнабадский легкой пехоты и смешанную бронетанковую роту на десяти Т-72Б1 и стольких же БМП-1/2. По программе «Обеспечение операций стабильности» в Грузии американские инструкторы подготовили еще 3 тыс. грузинских солдат для участия в миротворческих операциях.
Основное внимание уделялось ночным боям. Именно в это время суток грузинские войска владели преимуществом перед российскими войсками. Грузинские танки Т-72-SIM-1 при посредничестве Израиля прошли модернизацию, включая установку GPS, тепловизоров, систем опознавания "свой -- чужой", наращивание брони. Радиолокационная станция Грузии в районе Гори, подаренная американцами, контролировала все пространство Кавказа. Благодаря преимущественной радиолокации, радиоразведке и пеленгации Грузия отслеживала все сотовые телефоны и наносила по ним поражение огнем. (Здесь уместно вспомнить историю с ранением командующего 58-й армией генерала Хрулева из-за переговоров по мобильной связи в колонне, в которой он перемещался.)
Грузинская авиация при превосходстве российской авиации принимала тактику, подобную той, которую югославы использовали в борьбе с натовскими самолетами: временное очаговое включение средств ПВО, засады на предполагаемых маршрутах полетов мобильных зенитных систем "Тор-М1" и "Бук". Противопоставить этой тактике что-либо сложно. Но в боях обученные и превосходно экипированные грузинские части, изжившие синдром поражения в предыдущей войне, выглядели предпочтительнее одетых в обычное х/б российских солдат и осетинских ополченцев.
К недостаткам войск Грузии нужно отнести характер вооружения. Реактивные системы залпового огня (РСЗО) «Град» могут бить только по площадям и не годятся для нанесения точечных ударов. Большая часть Т-72-SIM-1 действовала во втором эшелоне, поскольку грузинское командование берегло усовершенствованные танки. Качество резервистов в разы уступало контрактникам. Из- за плохого взаимодействия не удалось избежать дружественного огня (когда свои бьют по своим). Грузинская армия была не готова к "бункерной" войне -- к захвату хорошо укрепленных позиций на южной части Цхинвали, которые занимали армия и ополченцы Южной Осетии.
Отрицательное влияние на грузинскую армию оказало длительное участие ее подразделений в полицейских операциях -- приобретенные навыки и приемы для разгона демонстрантов оказались неэффективными при столкновении с хорошо обученными и вооруженными бойцами югоосетинской армии. В ходе наземных боев грузинские артиллерия, ракетные системы залпового огня (РСЗО), авиация в течение 14 часов вели огонь на поражение. Уровень огня по Цхинвали был сравним с огнем американской артиллерии и реактивными системами залпового огня во Вьетнаме, Югославии и Ираке. Но существенной пользы от этого огня танковые части не получили.
По сведениям источника в российских военно-дипломатических кругах, операция «Чистое поле» против Южной Осетии была разработана Грузией совместно с сотрудниками компании Military Professional Resources Incorporates (MPRI) -- именно той компании, которая, заключив контракт с администрацией Саакашвили, все эти годы занималась подготовкой военных операций и переподготовкой личного состава грузинских вооруженных сил. Консультантами компании были отставные генералы армии США и несколько высокопоставленных «военных пенсионеров». Эта публика и ныне занимает четвертый этаж министерства обороны Грузии, куда вход грузинским военным закрыт.
Анатолий ЦЫГАНОК, руководитель Центра военного прогнозирования