|
|
N°152, 21 августа 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дорожное покрытие
Георгий Боос повышает транспортный налог из-за старых авто и новых трасс
Мода на повышение транспортного налога, похоже, становится общероссийским трендом. Причем у каждого региона находится своя мотивация. Власти самого западного региона страны -- Калининградской области -- объявили об очередном повышении ставок. Их не смущает, что налог (и без того высокий) не собирается в должном объеме уже сейчас. Чиновники намерены и впредь повышать ставки, попутно устраивая облавы на должников прямо на дорогах.
С инициативой увеличения транспортного налога выступил калининградский губернатор Георгий Боос. Это одна из его любимых тем. Калининградская область, несмотря на свои небольшие размеры и скромную численность населения (менее 950 тыс. человек), весьма автомобилизирована -- «на колесах» тут буквально каждый третий. При этом люди ездят преимущественно не на новых авто, а на подержанных, купленных в Литве, Польше или Германии. Очень многие обзавелись «железным конем» до 2006 года, когда еще действовали льготы, тогда можно было относительно недорого ввести из-за рубежа в регион подержанную иномарку, которая по надежности, как правило, превосходит новые аналоги отечественного автопрома.
Повышение транспортного налога как минимум в два раза (а по отдельным категориям транспортных средств и в пять раз) стало одним из первых шагов, которые Георгий Боос сделал, променяв в 2005 году кресло вице-спикера Госдумы РФ на губернаторство в Калининградской области. И тогда среди автомобилистов это вызвало крайнее озлобление. Люди вешали на свои машины оранжевые ленточки, протестуя против подобных мер, сложилась напряженная ситуация, которую оппоненты г-на Бооса пытались даже использовать в политических целях. Но люди, как говорят, привыкают ко всему, вот и к вздернутым ставкам транспортного налога тоже привыкли. Теперь калининградцам предстоит привыкать к еще большим суммам.
На недавнем заседании регионального правительства глава областного министерства финансов Елена Матвеева представила проект закона, согласно которому ставки транспортного налога предлагается пересмотреть, введя к ним увеличивающие коэффициенты с поправкой на инфляцию (то есть в 2009 году плюс 12,8%, а в 2010-м -- еще 10%). Индексацию планировалось распространить на легковые и грузовые автомобили с мощностью двигателя до 150 и свыше 250 лошадиных сил, а также автобусы, катера, мотолодки, в чьих моторах «живут» до 100 «лошадей». По данным Елены Матвеевой, в результате областной бюджет получит около 85 млн рублей.
Такое повышение можно было бы назвать относительно либеральным, однако г-н Боос посчитал, что требуются более радикальные меры. Он предложил, например, вообще отказаться от поддержки тех автомобилистов, которые владеют старыми машинами. «Транспортный налог должен стимулировать людей к приобретению современных машин, отвечающих строгим экологическим требованиям, или старых, которые выбросить некуда, кроме как в Калининградскую область?» -- поинтересовался губернатор у министра Матвеевой. Та тихо сказала, что, конечно, нужен новый транспорт. «А зачем же льготировать старые автомобили?» -- подбавив металла в голос, продолжил губернатор. «Так убираем льготу?» -- проявила догадливость глава Минфина. «Да!» -- ответил г-н Боос.
Он еще немного поизучал министерские предложения, и настроение у него от этого не улучшилось. Г-н Боос увидел, что в Новгородской области ставки транспортного налога повыше, чем в Калининградской, после чего заявил, что «и нам тоже надо по максимуму». «Нам дороги надо строить! И они должны строиться за счет тех, кто по ним ездит. Это справедливо», -- такова его аргументация.
Заявление о необходимости строительства дорог весьма уместно -- жители Калининграда, например, уже не один год ждут, когда же в городе появится второй эстакадный мост. Автомобилей в столице области очень много, улицы (доставшиеся в наследство от немецкого Кенигсберга), как правило, узкие, пробки создаются постоянно, в час пик в них не разъехаться. Вторая эстакада существенно бы разгрузила город, и ее строительство даже было начато еще при прежнем мэре Калининграда Юрии Савенко. Но потом приоритетом номер один стало «Приморское кольцо» -- широкий автобан, который планируется построить от Калининграда по побережью.
Сейчас делается первый участок пути (хочется верить, что на нем дело не встанет) -- до аэропорта, который столь часто посещают калининградские чиновники. Пробок для них, имеющих машины сопровождения или мигалки с сиренами, не существует. И для получения солидных сумм из федерального бюджета на «Приморское кольцо» местным властям требуется продемонстрировать, что и они делают свой вклад -- повышают, например, транспортный налог, направляя на строительство полученные деньги.
Вот только с последним возникают проблемы. Калининградцы не хотят платить за своих «железных коней» крупные суммы. По итогам 2007 года планировалось получить с жителей региона около 400 млн руб. транспортного налога. Однако на деле удалось собрать меньше половины. Ряд влиятельных депутатов областной Думы даже заявили, что фискальная политика нуждается в пересмотре -- надо ли так вздергивать ставки? Но в региональном правительстве своей позиции не изменили. Попутно местным налоговикам поручено прямо на дорогах ловить тех, кто транспортный налог не платит. Есть специальная компьютерная программа, по госномеру вычисляющая должника. Так что людей, видимо, платить все же заставят. Но только это может привести к тому, что исправные плательщики транспортного налога станут экономить -- реже будут менять, например, топливный фильтр или масло. Выиграет ли от этого экология или качество дорог, о которых так печется региональное правительство?
Вадим СМИРНОВ, Калининград