|
|
N°149, 18 августа 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Умное сопрано
Вышла книга американской певицы Рене Флеминг «Внутренний голос»
В среде профессиональных музыкантов есть старая как мир шутка: хороший певец должен быть абсолютно безмозглый, чтобы в голове, что называется, ветер гулял, потому как у него (у нее) должен хорошо работать головной резонатор. Шутка шуткой, но, судя по пению многих отечественных соловьев, в ней содержится опасно большой процент правды. Книга Рене Флеминг ровно противоположный российской практике пример, это компактный биографический труд человека, обдумывающего каждую спетую им ноту и строго соподчиняющего рождение любого звука с железной логикой и рациональным мышлением. Созданный певицей труд -- это только формально очередная певческая биография со строгой последовательностью: детство -- юность -- годы учения -- первые неудачи -- первые успехи -- начало славы -- ее зенит и т.д. Необычно уже и то, что эту биографию пишет не давно оставившая сцену оперная дива, а примадонна в самом расцвете сил -- сейчас имя Флеминг гремит на весь мир, она получает ангажементы только на самые престижные сцены, альбомы осыпаются всевозможными премиями, а журнал People включает ее в список 50 самых влиятельных людей США. За перо же ее заставило взяться желание поделиться не «боевыми заслугами» (их у Флеминг в будущем будет наверняка еще больше, чем в прошлом), а накопленным опытом -- как взрастить с нуля свой собственный голос и максимально раскрыть его.
Соответственно в книге немало рассуждений о вокальных тонкостях, которые будут интересны в первую очередь молодым певцам, но не только им. Однако еще больше в ней практических соображений на тему оперной карьеры и карьеры в искусстве вообще -- и вот этот ракурс и представляет главную интригу и ценность книги. Любители золушкиных историй о Богом поцелованных мальчиках и девочках, которым с детства дарован дивной красоты голос и которые ждут шанса от судьбы, чтобы показать его миру, будут жестоко разочарованы. В сегодняшнем мире природная одаренность певца (минимум 50% успеха, как еще недавно учили в российских консерваториях) в финальном результате играет мизерную роль. Другие составляющие -- изнурительная работа над собой и своим голосом, поиск хороших педагогов и коучей, изучение иностранных языков, сценическое движение, танцы, актерское мастерство, знание этикета и правил игры в оперном бизнесе, деловая хватка, борцовские качества, умение проигрывать, но не опускать голову, способность держать удар, выходить на сцену больной, ну и, наконец, удача. Всем этим сама Рене Флеминг наделена, кажется, сполна, однако это не значит, что всем вышеперечисленным она овладела сразу. Поучиться на ее ошибках -- предложение со стороны Флеминг в высшей степени благородное и дающее возможность увидеть блестящий мир современной оперы как бы изнутри и понять, как он функционирует.
Читая легко, с юмором написанные эссе, оформленные в небольшие главы и прекрасно переведенные на русский язык, попутно вылавливаешь и ценные наблюдения, сделанные Флеминг за годы работы над собой, о собственном статусе primadonna assoluta. Они также могут весьма удивить всех тех, для кого оперная мемуаристика ограничивается, например, книгой Галины Вишневской. Взойдя на вершину оперного олимпа, следует свято почитать его законы: не позволять себе ни на минуту опаздывать на репетицию, всегда досконально знать свою партию и партии своих партнеров, уважать работу каждого человека вокруг тебя, от реквизитора до контролера билетов, и никогда не задирать нос. В общем, быть как все. Если хотите, это и есть секрет успеха в сегодняшней опере.
Михаил ФИХТЕНГОЛЬЦ