|
|
N°149, 18 августа 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Всем сестрам по «Ладьям»
Подведены итоги кинофестиваля «Окно в Европу»
В Выборге любят давать призы -- количество всевозможных наград, дипломов и специальных упоминаний на «Окне в Европу» приближается временами к застойных времен ММКФ, когда не было, кажется, ни одного фильма конкурсной программы, который хотя бы единожды не был отмечен решением жюри. В данном случае, впрочем, такой подход кажется более чем оправданным -- на самом деле интересных фильмов было в Выборге немало. Основным фаворитом в результате оказался фильм Филиппа Янковского под блистательным названием «Каменная башка» -- история потерявшего память боксера (его сыграл проявивший воистину удивительные актерские способности чемпион-тяжеловес Николай Валуев), который готовится к своему самому важному последнему поединку. Фильм получил главный приз -- «Золотую ладью», а также приз Гильдии киноведов и кинокритиков России (фильм, если верить выданной на закрытии формулировке, «тронул каменные сердца критиков»). В прокате картина появится в конце сентября и в любом случае удостоится серьезного разбора. «Серебряные ладьи» (специальные призы жюри) достались фильму «Голубка» дебютанта Сергея Ольденбурга-Свинцова (любопытно, что эта лента была включена в конкурсную программу уже после того, как фестиваль начался, что, судя по всему, не совсем соответствует привычным представлениям о регламенте подобного рода мероприятий, но тут уж, что называется, «хозяин -- барин»), Анатолию Мукасею за лучшую операторскую работу в фильме Светланы Дружининой «Виват, Анна!», продолжающем цикл постановок «Тайны дворцовых переворотов», а также Сергею Говорухину за фильм «Никто, кроме нас...» -- «за мужество и верность в жизни и в профессии». Ему же достался приз имени Станислава и Андрея Ростоцких.
В «Выборгском счете» -- конкурсе, где принимали участие фильмы из всех программ, а лауреатов выбирали по результатам голосования всех гостей, участников и в первую очередь зрителей фестиваля, -- первое и второе место поделили между собой фильмы «Пассажирка» Станислава Говорухина (что неудивительно, если вспомнить беспрецедентный ажиотаж, который царил на обоих сеансах этой экранизации повести Константина Станюковича -- в зал было элементарно не попасть, и многие желающие сидели на полу, а то и вовсе остались за дверями) и «Плюс один» от автора прошлогоднего хита «Питер ФМ» Оксаны Бычковой, жанр которого создатели ничтоже сумняшеся определили как «фильм-счастье». На третьем месте в «Выборгском счете» оказалась «Улыбка Бога, или Чисто одесская история» Владимира Аленикова -- комедия о приключениях молодого американца, отправленного эксцентричным дедушкой в город каштанов и куплетистов за оставленным там котом, с участием непререкаемых народных любимцев -- Армена Джигарханяна, Александра Панкратова-Черного, Романа Карцева, Станислава Садальского, Сергея Мигицко, Владимира Долинского (в сущности, другого кастинга для одесской комедии и выдумать-то невозможно). Лучшим дебютом, по мнению представителей Фонда культурного и творческого наследия Ростоцких, стал «Придел Ангела» Николая Дрейдена.
В конкурсе неигрового кино «Золотая ладья» отошла «Небоземле» Сергея Карандашова и Александра Куприна, «Серебряная ладья» -- фильму Павлу Медведева «Незримое», а дипломами были отмечены режиссеры Ирина Васильева («Головная боль господина Люмьера»), Борис Шейнин («Очень трогательная комбинация»), Таисия Решетникова («Прыжок») и оператор Александр Ковригин («Первая высота»). Приз имени Саввы Кулиша «За творческий поиск» в этой категории достался Александру Белобокову («Зина. Жила-была»), а Гильдия киноведов и кинокритиков за неигровое кино наградила фильм Олега Денисова «Мать. Отец. Сын».
«Золотую ладью» в разряде анимации увез с собой автор на самом деле отменного фильма «Мальчик» Дмитрий Геллер, эту же работу посчитали лучшей и члены критической гильдии. «Серебряной ладьей» отметили проект «Гора самоцветов», а дипломы достались мультфильмам «Он и она» Марии Муат, «Маленькая Василиса» Дарины Шмит и «Полярная яма» Алексея Алексеева.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ