|
|
N°148, 15 августа 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Признан виновным
ФАС обещает заставить «Мечел» и его контрагентов снизить цены
Федеральная антимонопольная служба вчера официально признала группу «Мечел» нарушившей закон о конкуренции. Огласить санкции в отношении компании ФАС обещает в ближайшие десять дней, однако, по словам главы ведомства Игоря Артемьева, ее уже обязали существенно снизить цены на коксующийся уголь. Штраф же будет «ниже среднего», сказал вчера журналистам г-н Артемьев, поскольку «Мечел» активно сотрудничает с антимонопольным органом. Он напомнил, что санкции в данном случае могут составить от 1 до 15% годового оборота от продаж коксующегося угля за 2007 год. По словам заместителя руководителя антимонопольной службы Анатолия Голомолзина, предписание ФАС наряду со снижением цен содержит обязательство для компании заключить долгосрочные контракты до конца этого года, в которых будут прописаны цены и объемы поставок. По подсчетам аналитиков, «Мечелу», вероятно, придется заплатить штраф около 50 млн долл., что несущественно для компании. Беспокоиться же, по их мнению, пока заставляет не ясная до конца ситуация с обязательствами по снижению цен на уголь. В «Мечеле» вчера сообщили «Времени новостей», что пока не получили официальных решений ФАС, потому и отказались от комментариев.
Группа «Мечел» -- крупнейший в России производитель коксующегося угля. Его угольные активы -- это «Южный Кузбасс», «Якутуголь» и «Эльгауголь». В группе консолидированы контрольные пакеты акций металлургических, угледобывающих, энергетических компаний в России, Румынии, Литве и Казахстане, а также торговых портов. Основным бенефициаром «Мечела» является генеральный директор группы Игорь Зюзин, free float (ADR) около 25%.
Впервые угроза ухудшить отношения с государством над «Мечелом» нависла в декабре 2004 года, когда группа боролась за приватизацию госпакета Магнитки с основным владельцем меткомбината Виктором Рашниковым. Победа досталась последнему, а г-н Путин выразил удовлетворение тем, что госпакет акций ММК не попал в «чужие, недобросовестные руки». И хотя «Мечел» он не назвал, намек был более чем прозрачен. Многие на рынке тогда посчитали, что г-н Зюзин отделался легким испугом. Впрочем, в конце июля нынешнего года г-н Путин вспомнил про компанию г-на Зюзина. На совещании по развитию металлургии в Нижнем Новгороде 24 июля, где рассматривалась ситуация с ростом цен на металлургическую продукцию, премьер-министр неожиданно обрушился с критикой в адрес «Мечела» и ее владельца. «Есть у нас такая уважаемая компания «Мечел». Кстати, ее собственника и руководителя Игоря Владимировича Зюзина мы пригласили на это совещание, но он вдруг заболел. Так вот в первом квартале текущего года компания продавала сырье за границу по ценам в два раза ниже внутренних, а значит, и мировых. А маржа где, в виде налогов для государства?» Г-н Зюзин, по данным информагентств, в тот день лечил сердце в одном из клинических подразделений Московской медицинской академии им. Сеченова. Но, видимо, это не было признано уважительной причиной, и г-н Путин продолжил: «Конечно, болезнь есть болезнь, но думаю, что ему нужно как можно скорее выздороветь. Иначе к нему доктора придется послать и зачистить все эти проблемы».
Тогда же премьер обратился к г-ну Артемьеву, который также присутствовал на совещании, и велел разобраться в сложившейся ситуации. «А может быть, и Следственный комитет надо подключить», -- заключил премьер. В результате такой жесткой критики за день капитализация одной из ведущих компаний отрасли рухнула на треть -- почти с 15 до 10 млрд долл., а ФАС всерьез взялась за расследование ситуации вокруг «Мечела», несмотря на то что дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении компаний группы возбудила еще в середине июля. Спустя три дня, 28 июля, г-н Путин вновь взялся за «Мечел»: «При внутренней цене коксующегося угля 4100 руб. за тонну продают за границу самим же себе, собственным офшорным компаниям, в данном случае в Швейцарию, по 1100 руб., то есть в четыре раза дешевле, и тут же перепродают по 323 долл.». После повторной критики г-на Путина на рынке все активнее стали появляться слухи, что кому-то очень приглянулся бизнес г-на Зюзина. Назывались как «Ростехнологии», так и конкуренты г-на Зюзина по бизнесу, однако до сих пор никто своего ярого интереса к компании не проявил.
В итоге комиссия ФАС на заседании в среду вечером признала «Мечел» нарушившей закон о защите конкуренции. По мнению службы, компания создавала дискриминационные условия для отдельных потребителей своей продукции, необоснованно отказывалась от заключения договоров на поставку, а также установила и поддерживала монопольно высокую цену на коксующийся уголь. Расследование проводилось в отношении ряда предприятий группы -- Торгового дома «Мечел», «Южного Кузбасса», ХК «Якутуголь», компании Mechel Trading, занимающих доминирующее положение на рынке концентратов коксующихся марок углей в России. Дело по признакам злоупотребления доминирующим положением в отношении этой группы предприятий было возбуждено 15 июля по обращению Магнитогорского металлургического комбината, «Алтай -- Кокса» и Новолипецкого металлургического комбината.
Руководство ФАС ранее дважды выступало с заявлениями, что «Мечел» в случае устранения нарушений может рассчитывать на минимальный штраф -- 1% от объема годовых продаж коксующегося угля. Капитализация компании стала постепенно расти. Впрочем, аналитики говорят, что ситуация еще может измениться и акции пусть и не так сильно, но все же подешевеют после того, как станет известен размер санкций. «Пока нет окончательного решения, не известны ни размер штрафа, ни то, на сколько заставят компанию снизить цены, прогнозировать исход дела «Мечела» сложно», -- говорит аналитик UBS Алексей Морозов. С ним согласен и Евгений Рябков из ИГ «Антантапиоглобал», по расчетам которого, штраф может составить 50 млн долларов.
Как отметил вчера г-н Артемьев, одна из важнейших задач ФАС -- «чтобы цена не была монопольно высокой». По его словам, точный размер снижения цен на коксующийся уголь сейчас выверяют специалисты ФАС исходя из средних цен в отрасли. Подобная мера в отношении «Мечела», считает он, в любом случае будет «существенной». Руководитель ФАС также подчеркнул, что после того, как «Мечел» снизит цену на коксующийся уголь, ведомство направит обращение меткомбинатам -- контрагентам компании о соответствующем снижении цен на металлургическую продукцию. Таким образом, ФАС хочет добиться, «чтобы все компании в производственной цепочке снизили цены».
Пока вторыми после «Мечела» в очереди на получение санкций стоят «Евразхолдинг» и «Распадский уголь», против которых ФАС также возбудила дело. Заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин вчера сказал журналистам, что решение в отношении этих компаний ФАС примет через 10--20 дней.
Ирина ЦЫРУЛЕВА