|
|
N°146, 13 августа 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Премьер не начальник
Генпрокуратура объяснила КПРФ, что первые лица «Единой России» не стоят у руля партии власти
Генеральная прокуратура отказала беспартийному премьер-министру Владимиру Путину в праве считаться руководителем партии «Единая Россия», которую он возглавил на съезде в апреле. Такой вывод следует из ответа, который первый заместитель генерального прокурора Александр Буксман направил юристу КПРФ, депутату Госдумы Вадиму Соловьеву. Красный юрист ранее заинтересовался несоответствиями отдельных положений нового «медвежьего» устава нормам российского законодательства.
Напомним, что на апрельском съезде единороссы в дополнение к посту председателя высшего совета, который занимает Борис Грызлов, ввели еще и пост председателя партии. Эта поправка принималась специально под г-на Путина, который на следующий день был избран председателем «Единой России». При этом голосование было открытым, хотя пункт 4 статьи 25 закона «О политических партиях» указывает, что «решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии... принимаются тайным голосованием».
Ряд экспертов усмотрел в этом противоречии нарушение закона, однако Генеральная прокуратура сочла довод критиков устава партии власти «неправомерным». В эпистоле за подписью г-на Буксмана отмечено, что «согласно уставу партии высший совет партии, председатель высшего совета партии и председатель партии не относятся к руководящим и контрольно-ревизионным органам». Вместо них руководящими являются «съезд партии, генеральный совет, президиум генерального совета», о чем сказано в пункте 8.2 устава «Единой России».
Сам Вадим Соловьев с такой трактовкой, естественно, не согласен. «Я проанализировал компетенцию председателя, -- заявил он корреспонденту «Времени новостей». -- Он может созывать съезды, приостанавливать полномочия других партийных руководителей. Конечно, это руководящий орган. Нужно анализировать его функции».
Кроме этого, коммунисты предъявляли к «Единой России» претензии в связи с тем, что партийную должность занял действующий президент, впоследствии ставший премьер-министром.
«Избрание на пост председателя партии лица, замещающего государственную должность, не противоречит требованиям ч. 2 ст. 10 закона», -- резонно ответил на это г-н Буксман. Справедливости ради отметим, что часть 2 статьи 10 посвящена несколько иной теме: «Вопросы, затрагивающие интересы политических партий, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих политических партий или по согласованию с ними». Зато часть 3 статьи 10 запрещает лицам, замещающим госдолжности или находящимся на госслужбе, «использовать преимущества своего должностного или служебного положения в интересах политической партии, членами которой они являются». Владимир Путин, правда, членом «Единой России» так и не стал, но указанная норма имеет отношение и к нему: за исключением депутатов госслужащие «не могут быть связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей». Впрочем, г-на Путина как на посту президента, так и на посту премьер-министра трудно заподозрить в исполнении решений "Единой России".
Помимо содержания устава «Единой России» коммунистов насторожила фантастическая оперативность, с которой поправки были зарегистрированы Федеральной регистрационной службой. Закон предписывает делать это в том же порядке, в каком политическая партия регистрируется «с нуля». На бумажную работу уходит немало времени, однако «медведям» для этого хватило считанных часов вечером 14 апреля. Говоря об этом, г-н Буксман был лаконичен: «Заявление... рассмотрено в установленные законом сроки». Вадим Соловьев в это не верит: «Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц изменения в устав партии внесены 14-го числа, хотя документы подали, когда рабочий день уже закончился. То есть или изменения зафиксировали задним числом, или Генпрокуратура вообще не проводила проверку и присылает нам отписку».
Юрист также напомнил, что у КПРФ в 2003 году на регистрацию изменений в устав ушло полтора месяца, а «Росрегистрация» проверила при этом «половину региональных отделений» партии.
Недовольные ответом г-на Буксмана коммунисты планируют обратиться с жалобой к генеральному прокурору Юрию Чайке. Пока нет его решения, вопрос в прокуратуре считается «не решенным до конца», пояснил товарищ Соловьев, и нет возможности обращаться в другие инстанции.
Наталья РОЖКОВА