|
|
N°146, 13 августа 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Оговорка по Бушу
Президент США назвал войну в Грузии операцией по свержению правительства России
Заявление президента России Дмитрия Медведева о завершении «операции по принуждению грузинских властей к миру» прозвучало на фоне жесткой антироссийской риторики из США. И президент Джордж Буш, и оба кандидата в его преемники -- обычно спорящие демократ Барак Обама и республиканец Джон Маккейн -- подвергли действия Москвы солидарной критике и предупредили ее об ответственности за дальнейшее обострение ситуации.
Джордж Буш в трехминутном телеобращении к нации 11 августа заявил, что «действия России на этой неделе подняли серьезные вопросы относительно ее намерений в Грузии и регионе»: «Эти действия существенно подорвали позиции России в мире и подвергают опасности отношения России с США и Европой».
Президент Буш не избежал при этом традиционной оговорки, которая на этот раз выглядела пугающе символичной в свете антироссийской риторики Запада. «Похоже, что сейчас предпринимаются усилия по свержению законно избранного правительства России, -- заявил глава Белого Дома, после чего как ни в чем не бывало продолжил: -- Россия совершила вторжение в суверенное соседнее государство и угрожает демократическому правительству, избранному ее народом. Такие действия являются неприемлемыми в XXI веке». Президентской пресс-службе пришлось экстренно вносить коррективы в распространяемый ею письменный вариант речи Буша. К их чести, сам текст в результате был выставлен на интернет-сайт Белого Дома в том виде, в каком его озвучил президент, -- с оговоркой; поправка же была вынесена в сноску.
На фоне жестких речей Буша оценки его возможных преемников несколько потерялись. Известный своими призывами исключить Россию из «большой восьмерки» Джон Маккейн заявил, что российское «воздушное, сухопутное и морское наступление» является «откровенным нарушением международного права». Барак Обама, традиционно относящийся к России спокойнее, нежели Маккейн, из-за событий в Южной Осетии даже прервал свой отпуск на Гавайских островах, чтобы перед телекамерами обнародовать заявление по событиям на Кавказе. Он подчеркнул, что для российских «атак нет никакого возможного оправдания». Но его оценка была более сбалансированной, так как он не нашел оправданий и для действий грузинских формирований.
Сенатор от Иллинойса заявил, что кризиса можно было бы избежать, если бы мир прислушался к его, Обамы, призывам к «активному международному вовлечению в мирное разрешение споров вокруг Южной Осетии и Абхазии, включая назначение высокопоставленного и нейтрального международного посредника и замену исключительно российских войск международными миротворческими силами». Оба кандидата в президенты США призвали НАТО ускорить процесс принятия Грузии, что, по их мнению, позволило бы обеспечить ее суверенитет и территориальную целостность.
Эти призывы выглядят, однако, странными и говорят как минимум о незнании обоими кандидатами устава военно-политического альянса НАТО. Он запрещает принимать в организацию страну, у которой имеются неурегулированные территориальные конфликты. Тем не менее, по мнению Маккейна, отказ саммита Североатлантического альянса в Бухаресте в апреле предоставить грузинам План действий по членству в НАТО стал одной из причин кризиса, ибо «мог рассматриваться Россией как зеленый свет для нападения на Грузию».
В своем стремлении надавить на Россию США не ограничились громкими заявлениями. Вчера в штаб-квартире НАТО так и не состоялось инициированное Россией экстренное заседание Совета Россия--НАТО на уровне послов в Брюсселе. В альянсе случившееся объяснили «процедурными моментами». Генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер сообщил, что заседание «должно быть тщательно подготовлено, время его проведения должно быть продумано, оно должно быть хорошо организовано». Однако постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин счел причиной иное -- позицию США. Ведь американцев не было даже на подготовительном заседании совета, а их постпред Курт Волкер позднее заявил, что нельзя разговаривать с Россией "как ни в чем не бывало", когда на территории страны -- партнера альянса идет конфликт, в который вовлечена Москва.
Отсутствие американца и стало предлогом для того, чтобы секретариат альянса не стал созывать Совет Россия--НАТО, созданный в мае 2002 года для продвижения диалога и сотрудничества. В интервью «Времени новостей» Дмитрий Рогозин охарактеризовал вчерашнюю ситуацию как «беспрецедентную»: «Это не поддается никакой логике и объяснению. Избегать прямого диалога с российским представителем, избегать ответов на вопрос -- не лучший способ укрепить свою репутацию». Не менее жестко высказался статс-секретарь, замминистра иностранных дел России Григорий Карасин: «Мы инициировали созыв Совета Россия--НАТО для обсуждения важных вопросов, а США заблокировали это заседание. Это неприятная новость. Как объяснить это нормальными словами, я не представляю».
И все же Дмитрий Рогозин уверен, что российские партнеры в Брюсселе «наберутся мужества и выйдут на политический диалог». «В любом случае американцы должны понять, что Совет Россия--НАТО -- это важная переговорная площадка. Если они стесняются отвечать на мои вопросы в присутствии европейских союзников, то остается только сожалеть об этом», -- сказал г-н Рогозин «Времени новостей».
Между тем вчера в Брюсселе без проволочек прошло заседание Совета Североатлантического альянса на уровне послов с приглашением посла Грузии. До последнего момента не было ясно, кто в нем будет участвовать с грузинской стороны, что дало основания Дмитрию Рогозину назвать заседание «подпольным мероприятием». Первоначально ожидалось участие главы МИД Грузии Эки Ткешелашвили. Но в последний момент она отказалась от визита в штаб-квартиру альянса, где действия Грузии в Южной Осетии, предпринятые без консультаций с НАТО и Евросоюзом, были восприняты неоднозначно. Вчера французская газета «Трибюн» отметила, что если бы не «предвидение Франции и Германии», выступивших против членства Грузии в НАТО на апрельском саммите в Бухаресте, «альянс оказался бы сегодня напрямую вовлечен в чужую войну».
Дмитрий Рогозин для «Времени новостей» высказался более жестко: «Перспектива режима Саакашвили не в НАТО, а на скамье подсудимых». Дипломат убежден, что если разговоры о членстве Грузии в НАТО продолжатся, то это станет свидетельством «крайне циничного подхода». В Москве не скрывают, что не видят возможности для продолжения каких-либо контактов с Михаилом Саакашвили. "Для личного сведения американского руководства скажу: мы исходим из того, что господин Саакашвили больше не может быть нашим партнером. И лучше всего было бы, если бы он ушел", -- заявил вчера на пресс-конференции глава МИД России Сергей Лавров.
Он пояснил, однако, что Москва ни в коей мере не намерена "свергать Саакашвили" -- такие методы скорее в традициях американской, а не российской дипломатии. И выразил недоумение по поводу того, что после телефонной беседы с ним накануне американский госсекретарь «доктор Райс сочла возможным тут же обзванивать своих европейских коллег, заявляя, что мы решили свергнуть Саакашвили и только после этого прекратим военную операцию». Лавров назвал подобное поведение "безответственным". Днем ранее недипломатично поступил и постпред США при ООН Залмай Халилзад, на открытом заседании Совета Безопасности обнародовав часть доверительной телефонной беседы Лаврова и Райс.
Вчера Сергей Лавров встречался в Москве с финским коллегой Александром Стуббом, представляющим страну -- действующего председателя ОБСЕ. Тот накануне вместе с главой МИД Франции Бернаром Кушнером побывал в Тбилиси и присутствовал при подписании Михаилом Саакашвили документа о прекращении огня, который вчера лег на стол российских руководителей. «Мы искренне признательны, что вы предприняли эту поездку из Грузии в Москву, чтобы составить объективную картину происходящего», -- сказал Сергей Лавров.
Но не все в Европе стремятся содействовать политическому урегулированию конфликта в Южной Осетии, общаясь со всеми сторонами. Президент Польши Лех Качиньский решил ограничиться только поездкой в Тбилиси. Причем он уговорил составить ему компанию еще и президента Украины Виктора Ющенко, а также лидеров трех стран Балтии. До Тбилиси они вчера добирались автоколонной из азербайджанской Гянджи, так как пилоты польского самолета, на борту которого собрались все президенты, отказались лететь из Азербайджана в Грузию по соображениям безопасности.
На этот визит пан Качиньский получил благословение от президента США Джорджа Буша, но встретил препятствие со стороны собственного правительства. Государственное польское телевидение сообщило, что премьер Дональд Туск долго отказывался выделить специальный самолет. А министр иностранных дел Радослав Сикорский заявил, что считает это вылет «авторской затеей, которая может втянуть Польшу в конфликт».
В самой Польше многие задаются вопросом, насколько необходима была эта показная миссия? Известный польский генерал Станислав Козей заявил, что миссия осуществляется вопреки всей логике безопасности. Мало того, что на одном борту находятся главы пяти государств, так еще и маршрут ведет в район вооруженного конфликта.
Катерина ЛАБЕЦКАЯ, Петр ИСКЕНДЕРОВ, Валерий МАСТЕРОВ, Варшава