В Древней Греции существовала традиция -- на время Олимпийских игр прекращались любые военные действия. В современном мире все иначе.
Военный конфликт в Южной Осетии начался как раз в день открытия Олимпиады в Пекине. Россию на празднике спорта представлял премьер-министр Владимир Путин. Внешне тревожные вести с границ не смогли омрачить ему праздничного настроения. В его плотном графике не произошло никаких изменений. Лишь дважды, во время встреч с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым и президентом США Джорджем Бушем, премьер-министру пришлось напрямую обратиться к военной теме.
Вообще день открытия Олимпиады у г-на Путина выдался на редкость насыщенным. До официального открытия Игр он успел провести целый ряд двусторонних встреч. Первая из них была с китайским коллегой Вэнь Цзябао. «Олимпиада -- символ мира. Жаль, что не все это понимают», -- заявил на ней Владимир Путин. Затем он отправился на торжественный прием в честь открытия Олимпиады, где провел короткую встречу с г-ном Бушем. Американский лидер предложил срочно созвать Совет Безопасности ООН, видимо, еще не зная, что Россия уже выступила с этой инициативой. Владимир Путин заявил американскому коллеге, что будет очень тяжело удержать от поездки в Южную Осетию многочисленных добровольцев из России. «Владимир Путин отметил, что фактически в Южной Осетии началась война, на что Джордж Буш сказал, что однозначно войны никто не хочет», -- рассказал журналистам пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков.
«Я имел возможность об этом говорить и с китайскими партнерами, и с президентом США, и все фактически в один голос говорят: война никому не нужна», -- продолжил тему Владимир Путин на встрече с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым.
Кроме этого, он встретился с бывшим председателем КНР Цзян Цзэминем, главой Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым. На встрече с президентом Международного олимпийского комитета Жаком Рогге был подписан меморандум о взаимодействии в создании Олимпийского университета в Сочи. Также состоялась незапланированная встреча с президентом Израиля Шимоном Пересом. На встрече с президентом Узбекистана Исламом Каримовым, по словам г-на Пескова, «обсуждались вопросы торгово-экономического сотрудничества, в том числе в контексте намеченного на начало сентября визита Владимира Путина в эту страну».
А уже вечером Владимир Путин в легкой белой рубашке и в отличие от большинства лидеров других стран без жены сидел на стадионе «Птичье гнездо». Представление, созданное знаменитым китайским режиссером Чжаном Имоу, невозможно описать словами. Люди как на стадионе, так и у гигантского экрана на пешеходной улице в Пекине завороженно следили за самой дорогой, многолюдной и пышной церемонией открытия в истории Олимпиад.
После красочного шоу начался парад сборных. Ждать пришлось долго. Так как команды выходили по очереди, определяемой количеством черточек в первом из иероглифов, образующих название их страны в китайском языке, России досталось 138-е место из 205 возможных. Когда на стадионе появился знаменосец сборной Андрей Кириленко, Владимир Путин, правда не сразу, поднялся и с улыбкой помахал своей команде. Российская сборная поражала количеством людей очевидно неспортивного вида, бодро шагающих по стадиону.
Утром после официального открытия Олимпиады Владимир Путин приехал поддержать российскую сборную в Олимпийскую деревню. «Попасть на Олимпиаду -- это уже результат. Но если вы попали сюда, то этого результата явно недостаточно», -- сказал премьер, обращаясь к спортсменам. Правда, из всех присутствующих ясно его слова могли расслышать только вице-премьер Александр Жуков, отвечающий за развитие спорта, и глава Олимпийского комитета России Леонид Тягачев. Будущие олимпийские чемпионы, оттесненные от Владимира Путина телекамерами, разочарованно шептались: «Ой, его совсем не видно», «Ой, да и не слышно». Правда, потом они говорили, что почти все встречались с Владимиром Путиным раньше, и не очень расстроились, что в этот раз им не повезло.
Премьер вновь напомнил об увеличении призовых за победу на Играх до 100 тыс. евро, хотя и выразил уверенность в том, что не это будет главным стимулом для них. «Мелочь, но приятно», -- пошутил г-н Путин. «Все спортсмены считают вас заслуженным тренером нашей сборной», -- сказал от имени олимпийской семьи Леонид Тягачев. «Вы всегда полны энергии, а она нам сейчас очень нужна», -- пояснил он и предложил спортсменам задать вопросы премьеру. Вопросов у них не оказалось, были лишь пожелания. Дзюдоист Тамерлан Тменов попросил, чтобы сборную сопровождал не только православный священник, но и мулла.