|
|
N°142, 07 августа 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Саранча" над "Мерседесом"
Концерну Daimler грозит вражеское поглощение
Германский автомобилестроительный концерн Daimler в эти дни лихорадит. Как пишет немецкая пресса, ссылаясь на «информированные источники», на предприятие надвигается туча «саранчи». Так с легкой руки местного социал-демократического политика Франца Мюнтеферинга в Германии стали называть иностранные хедж-фонды. Якобы теперь эти инвесторы, чья деятельность, как известно, вообще не регулируется, подбираются и к святая святых народного хозяйства Германии -- производителю благородных автомобилей марки «Мерседес». Шведский фонд Cevian Capital, как вчера сообщалось в печати, якобы уже «скупает пакеты акций» Daimler.
О скандинавской «саранче» известно, в частности, что компания предпочитает приобретать пакеты до 10% акций в предприятиях, активы которых считаются «недооцененными». Например, по подобной модели Cevian Capital вложился у себя на родине в автопроизводителя Volvo, а позже -- в немецкую фирму Muenchener Rueck, где стал обладателем 3-процентного пакета акций. В последнее время Cevian Capital с интересом следит за немецким рынком акций. Выходящая в Мюнхене Sueddeutsche Zeitung на этой неделе сообщила, что «одним из кандидатов» среди немецких предприятий на поглощение шведами может стать концерн Daimler.
Местных аналитиков финансового рынка подобный сценарий ничуть не удивляет. Сохраняющийся в последнее время низкий курс акций Daimler вполне благоприятствует появлению новых инвесторов. А недавние драматические события вокруг поглощения одного из ведущих мировых производителей автомобильных покрышек -- Сontinental -- компанией-поставщиком автомобильных узлов и агрегатов Schaeffler лишний раз подтверждает, насколько скоротечно могут протекать эти процессы.
В концерне Daimler полным ходом ведется разработка стратегии противодействия возможному поглощению. Об этом сообщила вчера выходящая в Германии Financial Times Deutschland (FTD) со ссылкой на «информированных лиц». Главным консультантом штутгартской автомобильной кузницы в этом вопросе, как стало известно FTD, является Deutsche Bank. При этом Daimler разрабатывает различные тактические шаги. Так, сообщается, что менеджмент Daimler занят поисками стратегического инвестора, появление которого должно резко ослабить интерес к концерну со стороны «саранчи». Единственным реальным претендентом на подобную роль в немецком концерне видится государство Кувейт. Кстати, эмират, владеющий 7,6% акций Daimler, в настоящее время является его единственным крупным акционером.
Тема вражеского поглощения «очень интенсивно» обсуждается в последние дни в наблюдательном совете концерна, указывает FTD. Представители правления Daimler в этих условиях утверждают, что располагают «хорошими щупальцами» на рынке -- очевидно, во многом благодаря длительному сотрудничеству с Deutsche Bank. «Однако теперь наивысший приоритет должен быть отдан отражению нападения непрошенного акционера», -- приводит газета высказывание анонимного топ-менеджера Daimler.
И Deutsche Bank, и, разумеется, сам Daimler предпочитают не раскрывать подробности своих оборонительных планов. Сами штутгартские автопроизводители (во всяком случае такова официальная публичная позиция) не считают свое предприятие потенциальной целью для вражеского поглощения. Еще две недели назад, представляя отчет компании за прошлый квартал, глава концерна Daimler Дитер Цитше сказал, что вероятность этого он оценивает «не особенно высоко». Высказывание было сделано на фоне падения доходности, показатели которого буквально шокировали рынок.
Одним из факторов противодействия непрошеным инвесторам в концерне Daimler является также покупка собственных акций. Этот процесс был начат на предприятии весной этого года, и в течение года, т.е. до апреля 2009 года, согласно планам г-на Цитше, Daimler, опередив Кувейт, станет обладателем 10-процентного пакета собственных ценных бумаг.
Юрий ШПАКОВ, Берлин