|
|
N°138, 01 августа 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Илья Трушевский: "Игра в художника -- дело безнадежное"
Известный мастер пространственных ловушек с сочащейся из них неорганической жизнью Илья ТРУШЕВСКИЙ после суперхитов «Метро», «Вагон», «Сладкое» попытался поддержать коллег в сборных выставках на новые, незамусоленные еще темы: «Искусство и наука» и «Гоп-арт». Результат скорее межеумочный. Как, впрочем, и у большинства отличных художников, совместно разрабатывавших биеннальские terra incognita. Возможно, предложенные неординарные темы в будущем требуется осмыслить более тщательно и серьезно. Впрочем, серьезность отношения к проекту -- индикатор серьезности жизни в искусстве как таковой. Об этом художник и делится с нами.
-- Давай начнем с твоего участия. В отличие от нокаутировавших многих коллег твоих персоналок участие в группах звездным часом Трушевского никак не назовешь...
-- Согласен. Трудно даже сформулировать, почему так вышло. Наверное, в случае с «Наукой и искусством» тема перегорела. Скучно ей стало заниматься. А в случае с «Гоп-артом» наоборот. Интересный социальный феномен дна мегаполиса требует более объемной и тщательной работы, осмысления.
-- О.К. Теперь о биеннале в целом. Приятные открытия какие-то случились?
-- Да, два художника. Я обоих знаю давно. Но к творчеству их относился спокойно. А на биеннале вдруг увидел новые работы, которые очень понравились. Это Иван Плющ и Хаим Сокол. Но в принципе после биеннале запомнилось немного...
-- Почему смотры начинающих художников оказались мало интересными?
-- Думаю, новое поколение художников не может сформироваться так быстро. Сейчас художников требуется много. Конъюнктура такая. Вот все на эту территорию и ринулись. А само дело воспринимают очень поверхностно. По-моему, легко все это можно объяснить социологически. Пару лет назад современное искусство было локализовано в очень узких границах. И художников было столько, сколько надо. Сегодня оно стало дико востребованным. Популярным. А художников дефицит. Их и пытаются взрастить на биеннале молодежного искусства. Но за раз это не получается. Большинство приглашенных ничего не понимают в сути современного искусства и ничего не умеют. Они пришли и на пустом месте сделали свой первый в жизни проект. Видно, что многих людей ничего в жизни не волнует, а их заставляют делать современное искусство. Не получается.
-- А я отметил еще одну особенность биеннале: модные темы будто оправдывают творческую несамостоятельность. Все эти задания на сюжет «Пустой знак», о деконструкции, симуляции, словно щит, прикрывают симуляцию творческого процесса как такового.
-- Да, многие принимают искусство как повод для развлечения и приятной бессмыслицы. Ведь информация о нем получается в основном из глянцевых журналов. Если бы знания об искусстве составляли часть серьезной образовательной программы, отношение к нему не было бы потребительским. А сегодня вообще сложился уникальный прецедент: современное искусство стало модным, стало гламурной темой, но так и не получило статус осмысленного культурного феномена.
|