|
|
N°138, 01 августа 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дарья Пыркина: "Революционная ситуация в искусстве в полной мере не созрела"
Исследователь современного искусства Дарья Пыркина -- один из главных кураторов биеннале. Она настойчиво защищает идею коллегиального руководства фестивалем. Плюс этого решения в том, что благодаря команде кураторов был отсмотрен колоссальный материал заявок и многие никому неизвестные молодые получили шанс показать себя на биеннале. С читателями "Времени новостей" Дарья ПЫРКИНА делится суждениями о том, как биеннале помогает создавать правильный артконтекст культурной жизни.
-- Биеннале выросла из фестиваля "Стой! Кто идет?". Сохранила и название. Какое новое качество появилось при переформатировании фестиваля в биеннале (оставим за скобками факт механического увеличения числа выставок).
-- В первую очередь изменилась периодичность проведения. Из ежегодного фестиваль превратился в биеннале -- ритм раз в два года, как показывает уже давно устоявшаяся мировая практика, это позволяет подойти к организации серьезнее и обстоятельнее. Да и в плане обновления состава участников формат биеннале представляется более адекватным -- ежегодно «доставать» множество новых молодых авторов оказывается слишком сложно, они не успевают сформироваться.
Кроме того, новое качество -- большая степень партнерской вовлеченности. Раньше большинство проектов формировалось инициатором фестиваля -- ГЦСИ. Теперь структура институционального взаимодействия стала гораздо сложнее, многие привнесли в «общий котел» свои собственные творческие инициативы, а не просто пассивно «приняли у себя» выставку, как было ранее.
-- Какие творческие проблемы молодого искусства биеннале выявила?
-- Думаю, что эти проблемы существовали всегда и везде -- возможно, на биеннале они стали более отчетливы. В первую очередь это проблема творчества в русле традиции vs радикальное с ней размежевание. Как раз последнего молодые авторы в большинстве своем не демонстрируют. Видимо, для радикальных художественных жестов требуется особое окружение. Сегодня молодые авторы работают в атмосфере реакции, революционная ситуация в искусстве еще не созрела в полной мере.
-- Почему вы так последовательно защищаете принцип коллегиального руководства фестивалем?
-- Я категорически простив единоначалия куратора. Для меня очень важен именно момент коллегиальности, диалога. При этом, разумеется, не следует скатываться к «выставкомам» с их «коллективным разумом», творческая индивидуальность каждого куратора не менее важна. Именно поэтому на биеннале представлен не один коллективный проект, где все свалено в одну кучу, а целый ряд кураторских проектов, и не только тех, кто вошел в состав кураторской группы. Разные, зачастую противоположные позиции и стратегии как раз и формируют ту самую панораму, тот контекст, которого нам так не хватает сегодня на российской художественной сцене.
Беседовал Сергей ХАЧАТУРОВ