|
|
N°137, 31 июля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пласты времени
Рынок виниловых пластинок в нашей стране и в мире растет и будет расти
Продвинутые СМИ впадают в ересь футуризма вековой давности. Разговоры о том, что скоро все носители информации исчезнут (диски, книги, флэшки и т.п.), и единственным медиумом будет экран компьютера, напоминают архаичное фэнтези. Которое, если помните, пророчило, что в XXI веке еду заменят пищевые таблетки, музыку будут сочинять роботы, а в новых кинофильмах будет блистать компьютерный двойник Мерилин Монро.
Хотя продажи CD падают уже вторую пятилетку, «отменять» этот формат пока никто не собирается. Мало того -- на рынок носителей вернулся старый знакомец, виниловый диск. Он же грампластинка, он же винил, или же «пласты». Земфира в интервью журналу «Стерео и видео» призналась, что альбом «Спасибо» решила выпустить на виниле, чтобы иметь в коллекции свой собственный альбом.
Смену модели потребления музыки автор этих строк ощутил на себе. Лет пять назад я приобрел iPod, а буквально через пару месяцев бюджетный проигрыватель для виниловых пластинок. Тогда это казалось какой-то экстравагантной выходкой: те, кто слушал винил (аудиофилы), слушали только винил, а все остальное предавали анафеме. Те же, кто слушал mp3, считали себя настолько продвинутыми, что не хотели снисходить даже до CD, не говоря уже про громоздкие и дорогущие пластинки. Но все меняется. Сейчас нормально скачать, послушать в плеере, а если понравилось, купить на носителе. Виниловом диске.
В Европе производство и продажи виниловых пластинок растут. Трудно сказать, выход ли это для рекорд-бизнеса. Пока что скорее нет. Но один из вариантов.
Каковы перспективы роста винилового рынка в России? Самые радужные, считает Тимур Шишигин, менеджер по продажам компании «Гала рекордс», российского лицензиата мейджора EMI. «Сегодня мы продаем в двадцать раз больше виниловых пластинок, чем пять лет назад, -- утверждает Шишигин. -- Сейчас у нас винил заказывают продавцы в регионах, а также те фирмы, для которых музыка никогда не была профильным направлением работы. Например, те, кто торгует компьютерными программами. Рынок растет и будет расти. Могли бы продавать еще больше, проблема не в спросе, а в предложении. В EMI существуют ограничения по тиражам. Скажем, они печатают на весь мир тысячу экземпляров нового альбома певицы Ройшан Мерфи, и это все, тираж никогда не допечатывается. И так со многими современными артистами -- предложение по ним явно меньше, чем спрос. А если б EMI переиздал на виниле дискографии тех же Queen или Deep Purple, эти пластинки в нашей стране «уходили» бы в промышленных количествах!»
Кроме того, у моды на винил есть объективные предпосылки: «Люди научились разбираться в звуке. Народ накупил хорошей аппаратуры и хочет слушать носители с нормальным звуком. Вот почему человек приходит в магазин и покупает не CD за 500 руб., а виниловую пластинку за 2 тыс. руб.». Также рост спроса на винил имеет мало отношения к престижности и моде. Сейчас и возраст покупателя меняется -- винил покупают даже 25-летние. Раньше этим форматом интересовались в основном представители старшего возраста. Речь, понятно, не о диджейском виниле, а о том, который дома слушают.
МНЕНИЯ
«Мне нравится даже запах винила»
Британские поп-звезды о своем отношении к пластинкам
Энди БЕЛЛ, Erasure:
-- Уже в новом веке я выпускал на виниле несколько своих сольных синглов. Тиражом тысяча экземпляров, но тем не менее. У меня особенное отношение к этому формату: мне нравится звук винила, мне нравится даже запах винила, и, кроме того, мне нравится, что он такой быстроизнашиваемый, что пластинка после какого-то количества прокруток может просто исчезнуть. К винилу надо относиться бережно, хранить его особенным образом, протирать и так далее. И вся эта морока меня тоже привлекает!
Притиш ХИРДЖ, Mattafix:
-- Я вырос на разнообразной музыке и до сих пор собираю винил с чем угодно, с любыми стилями: от попсы до рэгги, от современной классики до саундтреков. Я индус по происхождению (хотя с детства живу в Лондоне) и, естественно, очень люблю все наше: индийскую классику, раги, но также собираю саундтреки из индийских мелодрам.
Пол ГАРРЕД, The Kooks:
-- Наш новый альбом, Konk, выйдет на виниле. Мы, кстати, и первый альбом выпускали на виниле -- он в таком формате неплохо продался. Я сам обожаю винил и не понимаю, что с ним не так, почему от него отказались. У меня уже есть небольшая коллекция винила, у моих родителей тоже много всякого разного -- эстрада, джаз и рок...
Я давно подсел на винил. Мне не нравится скачивать музыку: пропадает приятное ожидание. Ждешь альбом любимой группы, он выходит -- ты его покупаешь. На виниле, с буквами там всякими, фотографиями. Вот это здорово, это удовольствие! А так пошел, скачал то, что «утекло» из студии, что-то недоделанное даже -- ну зачем это нужно, что за интерес... Может быть, я ретроград, человек старой закалки (смеется).
Сейчас положение с продажами винила получше, чем было несколько лет назад. Даже новой группе небольшой тираж виниловых пластинок продать несложно.
Александр БЕЛЯЕВ