Вчера Москва самым решительным образом ответила на
очередные высказывания претендента на пост президента США сенатора Джона Маккейна, вновь призвавшего исключить ее из «Большой восьмерки». Отпор поручено было сделать неназванному источнику в российском МИДе. Для этого в ведомстве на Смоленской было собрано несколько десятков журналистов, в том числе западных, что сделало имя это «источника» секретом Полишинеля.
Стиль выступления мидовского представителя оказался таков, что сделал совершенно необходимым его прямое цитирование. Итак, вот что сказал этот «источник»: «Мы можем себе позволить не иметь вообще никаких отношений с теми или иными партнерами, если им так хочется», «мы все меньше зависим друг от друга и можем вполне дойти до того, когда сможем себе позволить перестать вести обсуждение по интересующим американцев вопросам». Если постараться логически, оставив за скобками политизированную экзальтацию, осмыслить сказанное, то заметим, что отношения с партнерами вовсе не ограничиваются членством в «Большой восьмерке», ведь как-то удавалось общаться нам с американцами и в 70-х и в 80-х, когда «восьмерка» (тогда «семерка») уже была, а нас там еще не было.
На этом «источник» не остановился: предсказывая время, «когда фундамент отношений» между Россией и США может «окончательно разрушиться», он пригрозил, что «нас ничего больше не будет связывать» и каждая страна будет в «свободном плавании».
Стремясь объяснить свою мысль, что называется, на пальцах, да и на других частях тела, «источник» пояснил: «Все хорошо до тех пор, пока нам не говорят, как себя вести, с кем дружить, с кем спать, а кого выставить за дверь, в конце концов, нам с ними детей не крестить, у нас и без них есть с кем общаться».
Весьма своеобразно трактовал вчера «источник» со Смоленской площади и распределение ролей в российском руководстве в реализации внешней политики. Поначалу он, в общем, справедливо, отметил, что «внешнюю политику бессмысленно делить на политику Медведева и политику Путина. Эта политика новой страны». Однако далее неожиданно и радикально углубил свою трактовку: «В роли премьер-министра Владимир Путин может быть даже более влиятельным в области внешней политики, так как он занимается реальным делом, тем, какой Россия будет через 5-10 лет. Он более причастен к этому, чем президент». Хочется надеяться, что «источник» смог после брифинга ознакомиться с текстом своих слов, из которых следует, что все остальные, кто имеет в России отношение к внешней политике, включая президента, «реальным делом» не занимаются. Любопытно отметить в этой связи, что своей трактовкой «источник» солидаризировался не с кем-нибудь, а именно с сенатором Маккейном, утверждавшим на днях, что Россией по-прежнему руководит один человек.
Самому же Маккейну «анонимный дипломат» посоветовал «сначала стать президентом США, и тогда мы его будем внимательно слушать». Не забыв добавить с легкой небрежностью, что «это относится и ко второму претенденту, Обаме». А затем жестко предупредил, чтобы «американский электорат отвечал за то, кого они выберут», чтобы «потом не говорили, что во всем виновата Россия».
В силу анонимности источника трудно в полной мере оценить, чью позицию в российских верхах он вчера отразил. Представляется, что наилучшим вариантом было бы, если сказанное отражало бы личное мнение неназванного дипломата.