Министерство экономического развития вчера повысило верхнюю планку прогноза по росту цен на 2008 год с 10,5 до 11,8%. Таким образом, по новому прогнозу инфляция не должна превысить уровень 2007 года, когда потребительские цены выросли на 11,9% при первоначальном прогнозе 8,5%. Уровень инфляции 2007 года был расценен как провал. Его повторение в 2008 году станет успехом.
Эксперты, к которым обратилась газета «Время новостей», в один голос говорят, что даже эти цифры уже запоздали: разогнанная в конце прошлого и начале нынешнего года инфляция не сможет так резко затормозить. Но очевидно, что и Минэкономразвития не может себе позволить разгонять инфляционные ожидания радикальным повышением прогноза. Примечательно, что Центральный банк даже слегка скорректировал впечатление от шага, сделанного ведомством Эльвиры Набиуллиной. «Мы пока не изменили прогноз, вероятно, мы его повысим, вероятно, он будет скромнее, чем у Минэкономразвития», -- сказал вчера журналистам первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев. До сих пор официальный прогноз правительства и ЦБ совпадал -- 10,5%. Впрочем, г-н Улюкаев добавил, что ожидаемый Минэкономразвития коридор по инфляции в 10,5--11,8% устраивает Центробанк.
В проект федерального бюджета-2008 изначально был заложен прогноз по инфляции в 7%, но еще до начала года цифру поправили на 8,5%. Весной стало понятно, что и эти показатели выдержать не удастся, тогда
правительство заявило, что хорошо подумало и объявило последний рубеж -- 10,5%, за который твердо обещало не выходить. Нынешний пересмотр уже третий, соответственно повышены инфляционные ожидания на 2009--2010 годы: с 7--7,5% до 8--9%. Одновременно МЭР уточнило прогнозы и остальных макроэкономических параметров на 2008 год: прогноз по промышленному производству незначительно понижен -- до 5,6% с 5,7%, прогноз по инвестициям в основной капитал снижен до 16,5% с 17,8%. Все эти цифры содержатся в расчетах по прогнозу макроэкономических показателей на текущий год, которые Минэкономразвития направило в Минфин и которые после согласования будут внесены на утверждение в правительство.
Новый прогноз подтвердил вчера и помощник президента Аркадий Дворкович. Правда, постарался найти повод для оптимизма. По его словам, позитив в том, что темпы инфляции в июле после быстрого роста в первом полугодии были ниже, чем в прошлом году.
С начала года по состоянию на 21 июля (это пока самые свежие данные) инфляция достигла 9,3%, из них 0,5 процентного пункта приходится как раз на текущий месяц. К той же дате года прошлого цены выросли на 6,5%, но за три недели июля рост был больше -- 0,8%.
К сожалению, даже замедление темпов роста цен в июле не спасло предыдущий прогноз на этот год. Но июль, по мнению властей, отражает позитивную тенденцию. Более низкий уровень инфляции в этом месяце по сравнению с прошлым годом -- «это сигнал для всех, что ситуация начала улучшаться, и в следующем году мы ожидаем такой же тенденции», оптимистично глядит в будущее г-н Дворкович.
Достижение заложенных показателей по инфляции, судя по всему, в первую очередь возлагается на Центробанк, который уже, по словам помощника президента, «сделал все, что мог», чтобы сдержать темпы роста денежного предложения. «Дальнейшее снижение, мы считаем, может отрицательно повлиять на перспективы экономического роста и ликвидность банковской системы. Те темпы роста денежного предложения, которые сегодня есть, уже не создают дополнительных инфляционных рисков», -- полагает г-н Дворкович.
Эксперты же считают, что рано говорить даже об остановке инфляции на прошлогоднем уровне.
«Вряд ли можно рассчитывать даже на прошлогодние показатели. С учетом уже накопленного потенциала и существующих тенденций говорить о замедлении, которое позволит удержаться в рамках даже нового прогноза, не приходится», -- считает эксперт Экономической экспертной группы Мария Катаранова. Она не отрицает, что усилия Центробанка по сдерживанию роста цен принесут свои плоды, но не раньше начала будущего года. «Сейчас мы пожинаем плоды прошлогодних тенденций, в том числе и мировых, побороть это одномоментно не получится. Можно только рассчитывать, что в течение трех--пяти лет мы вернемся на траекторию, которая была до 2007 года, и если бы она сохранилась, то к 2010 году мы могли бы выйти на 6--7%», -- полагает г-жа Катаранова. Но, «к сожалению, кроме мер по борьбе с монетарной составляющей инфляции есть еще и запланированное повышение тарифов естественных монополий на будущий год, ускорение темпов роста цен на мясо и птицу, которые составляют значительную долю продуктовой корзины, повышение МРОТ, соцрасходов», напоминает эксперт составляющие будущего роста цен.
С ней согласен старший советник по макроэкономике Центра развития фондового рынка Юрий Данилов. «Правительство осуществляет некие меры, которые можно отнести к антиинфляционным, но само же и провоцирует рост цен, увеличивая бюджетные расходы», -- говорит экономист. Меры денежно-кредитной политики, которые сейчас реализует Центробанк, «скорее помогают создать климат, несколько сгладить инфляционный фон. Таким образом можно снизить рост цен с 15 до 14%, с 8 до 7%, но не с 15 до 8%», -- считает г-н Данилов. «Нужно менять общеэкономическую политику с поддержки потребления на поддержку частных инвестиций, -- предлагает он. -- С этой точки зрения государственные инвестиции менее инфляционны, чем чистое потребление, но более, чем частные вложения. Поэтому самой первой мерой по борьбе с инфляцией я назвал бы снижение бюджетных расходов, перераспределение расходов общества между государством и бизнесом через налоги, стимулирование инвестиционной активности через выбор форм освоения государственных ресурсов с прямых инвестиций на гарантии бизнесу, настоящее частно-государственное партнерство».