|
|
N°136, 30 июля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Секретные материалы
Россия намерена устранить дефицит компонентов для военной техники
Правительство России приступило к выполнению новой федеральной целевой программы «по развитию производства отечественных стратегических и импортозамещающих материалов малотоннажной химии» для военной и специальной техники. Проблема возникла не сегодня -- отечественная промышленность давно попала в зависимость от импорта при выполнении заказов оборонной промышленности. Как отметил премьер Владимир Путин, «были утрачены некоторые технологии, снижены производственные мощности, отчасти утрачены квалифицированные кадры».
В качестве «демонстратора» проблемы был выбран завод «Авангард», входящий в концерн ПВО «Алмаз-Антей». Во время посещения предприятия премьером генеральный директор концерна Владислав Меньщиков главной системной проблемой назвал острый дефицит комплектующих материалов отечественного производства и постоянный рост цен на них. Прежде всего это связано с тем, что после распада СССР многие предприятия, производящие материалы для военной техники, оказались за рубежом, многие технологии были утеряны или проданы конкурентам. В итоге сегодня большинство стратегических материалов приходится покупать за рубежом, но и это непросто -- не всегда их можно приобрести в нужном количестве. Зачастую зарубежные производители просто не продают не только технологии, но и сами материалы.
Оборонщики попросили главу правительства срочно принять соответствующую ФЦП, запретить предприятиям-смежникам снимать с производства комплектующие без согласования с головным предприятием, а также дать возможность размещать государственный оборонный заказ по производству стратегических материалов для вооружения и военной техники на предприятиях вне зависимости от их формы собственности. Посетовали и на острейшую сегодня в оборонке проблему кадров.
В понедельник концепция программы по развитию производства стратегических материалов на 2009--2011-й и до 2015 года была рассмотрена на заседании президиума правительства. Цель ее сформулирована довольно пространно: «Создание адекватной современным экономическим условиям материаловедческой и сырьевой базы промышленности, способной обеспечить необходимыми российскими материалами разработку и производство в ОПК вооружений и военной техники, предусмотренных госпрограммой вооружения и планами военно-технического сотрудничества, а также другой конкурентоспособной техники гражданского и двойного назначения». К разработке программы были привлечены сотни специалистов, десятки предприятий. Они были разбиты на 12 тематических групп. Например, композитными материалами занималось более 70 специалистов из 42 предприятий -- ученые, изготовители, потребители.
Государственный заказчик и координатор программы -- Министерство промышленности и торговли, госзаказчики, в интересах которых делается эта программа, -- «Роскосмос», «Роснауки», госкорпорации «Росатом» и «Ростехнологии». За семь лет планируется потратить 63 млрд руб., в том числе более 45 млрд -- из федерального бюджета. Деньги пойдут на научные разработки и создание конкретных производственных мощностей.
Большая часть денег по программе достанется Минпромторгу, примерно четверть -- «Росатому», оставшаяся часть -- «Роскосмосу». Госкорпорация «Ростехнологии» не будет бюджетополучателем. Однако «Ростехнологии» уже заявили, что у них есть «предложения по проектам и суммы по годам, касающиеся финансирования объектов капитального строительства». НИОКР будут финансироваться на конкурсной основе, участвовать могут и частные предприятия. В первоначальных версиях программы предусматривались и мероприятия по подготовке кадров, однако воспротивились Министерство финансов и Минэкономразвития. По мнению их руководителей, логичнее дать соответствующее поручение Министерству образования и науки.
Планируется разработать около 1000 материаловедческих технологий, открыть более 200 новых производств. Кроме них будет еще около 400 производственных участков. В большинстве своем новые предприятия станут акционерными обществами, но будут и федеральные государственные унитарные предприятия. Часть новых производств создадут с нуля, часть -- на базе имеющихся предприятий.
Предполагается, что это будут не громадные заводы, а предприятия с небольшими мощностями, необходимыми для производства «конкретной номенклатуры конкретных образцов». Например, по производству теплозащитных материалов для покрытия ракет комплексов противовоздушной обороны, которые подвергаются воздействию температуры 1500--1700 градусов Цельсия и в которых концерн ПВО "Алмаз-Антей" испытывает сегодня острый дефицит.
Учитывая свое назначение, принятая правительством программа почти полностью закрытая, все материалы и технологии обозначены под определенным грифом, поскольку по названию материала и требуемым объемам легко узнать о боевых характеристиках конкретного образца вооружения и военной техники. А речь в программе идет о больших стратегических комплексах -- подводных лодках, космических носителях и т.д. Не говорят в правительстве и о приоритетах программы -- они тоже под грифом "секретно". Называют лишь некоторые -- композитные материалы, пан-волокно, пан-нить. Их дефицит планируется устранить к 2015 году. В частности, за счет строительства нового завода в Саратове.
Правительство рассчитывает получить более трех сотен наименований импортозамещающих материалов. Предложенные новой ФЦП меры позволят модернизировать этот высокотехнологичный сектор, укрепить ресурсную базу для перевооружения армии и флота, а главное -- дать российскому оборонно-промышленному комплексу независимость от импорта. В этом секторе экономики к 2015 году должно появиться около 10 тыс. новых рабочих мест. Налоговые поступления, по предварительным расчетам, составят более 80 млрд руб. Новые технологии найдут широкое применение и в гражданской сфере. Это те же композитные материалы, лакокрасочные изделия, химпродукция общего назначения, специальные материалы для оптики, фотографии, электроники. В первую очередь ставится цель обеспечить дефицитными стратегическими материалами Россию, однако в перспективе предприятия могут выходить и на внешний рынок.
Николай ПОРОСКОВ