Время новостей
     N°133, 25 июля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.07.2008
Металлоломка
Владимир Путин обрушил "Мечел"
Глава правительства вчера показал, сколько стоит его слово. После выступления премьера Путина на совещании по развитию металлургии, проходившего в Нижнем Новгороде, капитализация одной из ведущих компаний отрасли, группы «Мечел», рухнула на треть. Если утром «Мечел» стоил почти 15 млрд долл, то к вечеру его капитализация стремилась к 10 млрд долл. Но в результате совещания пострадал не только «Мечел», а практически все российские металлурги - подешевели акции «Евраза», «Северстали», Магнитки, НЛМК.

Основной акционер и глава «Мечела» Игорь Зюзин (№12 в российском списке журнала «Форбс») не попал на совещание, поскольку накануне, по данным источников РИА Новости, оказался «с кардиологическими проблемами» в одном из клинических подразделений Московской медицинской академии им.Сеченова. Новости из Нижнего вряд ли прибавили ему здоровья.

Г-н Путин начал совещание с хороших показателей отрасли: 4-е место в мире по выплавке стали (72,4 млн. тонн в год), 3-е место по экспорту той же стали, рост производительности труда на 40% за семь лет. Согласно прогнозам правительства, к 2010 году будет ликвидирован дефицит на внутреннем рынке по всем товарным позициям металлургии. В общем, «очень даже хорошие показатели», сказал сам г-н Путин.

С другой же стороны -- при экспорте металлургической продукции очень часто используются «серые» схемы, доля посредников, даже при поставках на внутренний рынок, достигает 25%. «Влияние криминала здесь очень сильно», -- заявил премьер. И предложил четко контролировать рынок, как это делают другие государства. Г-н Путин посетовал на беспрецедентный рост цен на металлургическую продукцию: «Только в начале года цены выросли на 50% на некоторые виды продукции». Эту ситуацию он объяснил как объективными, так и субъективными факторами. Среди первых -- повышение спроса со стороны новых индустриальных государств, нестабильность мировых рынков, рост издержек производства, рост цен на металлургическое сырье. «Надо подумать, что происходит», -- стал рассуждать вслух премьер. И, не раздумывая, перешел к субъективным факторам.

«Есть у нас такая уважаемая компания - «Мечел». Кстати, ее собственника и руководителя Игоря Владимировича Зюзина мы пригласили на это совещание, но он вдруг заболел. Так вот, в первом квартале текущего года компания продавала сырье за границу по ценам в два раз ниже внутренних, а значит, и мировых», -- произнеся это, Путин осмотрелся и спросил: «А маржа где, в виде налогов для государства?».

Перспектива маржи г-на Зюзина после следующих слов премьера стала выглядеть крайне плачевно. «Конечно, болезнь есть болезнь, но думаю, что ему нужно как можно скорее выздороветь. Иначе к нему доктора придется послать и зачистить все эти проблемы», -- заявил Владимир Путин. Тут он обратился к главе Федеральной антимонопольной службы Игорю Артемьеву, сидевшему за столом, и велел разобраться в сложившейся ситуации. «А может быть, и Следственный комитет надо подключить», -- заключил премьер.

Инвесторы, шокированные информацией об этом совещании и тоном г-на Путина, немедленно начали избавляться от акций «Мечела».

У антимонопольщиков действительно есть претензии к «Мечелу», однако, как считают собеседники «Времени новостей» в бизнес-кругах, сложившееся положение свидетельствует именно о бессилии (или безволии) ФАС. «Наличие адекватной антимонопольной политики препятствовало бы той ситуации, которую описал премьер», -- считает один из предпринимателей. При этом он отмечает, что Путин так вопрос не ставит и свои претензии адресует не ФАС, а участнику рынка, который лишь воспользовался сложившимися правилами игры.

Группа «Мечел» -- крупнейший производитель коксующегося угля в России. В первом полугодии группа увеличила производство на 58% -- до 14,03 млн тонн. 48-летний Игорь Зюзин -- основной бенефициар «Мечела» и его генеральный директор. Эксперты рынка ранее отмечали, что основной рост цен на металлопродукцию связан с удорожанием сырья и, прежде всего кокса. В середине июля ФАС возбудила дело в отношении входящих в группу фирм «Торговый дом «Мечел», «Южный Кузбасс» и «ХК «Якутуголь» по итогам проверки ситуации на рынке коксующего угля по признакам нарушения ст. 10 закона «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением на рынке. Признаки нарушения антимонопольного законодательства ФАС усматривает в действиях, выразившихся в экономически и технологически необоснованном прекращении поставок угольного концентрата в адрес Новолипецкого меткомбината, говорилось в пресс-релизе ведомства. В действиях «Торгового дома «Мечел» и «Якутугля» усматриваются также нарушения по необоснованному отказу от заключения договора поставки угольного концентрата в адрес НЛМК. Кроме того, ТД "Мечел" устанавливал и поддерживал монопольно высокую цену угольного концентрата, что также противоречит антимонопольному законодательству, указывалось в сообщении ФАС. А вчера в Нижнем Новгороде глава Минпромторга РФ Виктор Христенко заявил, что ФАС уже расследует деятельность «Мечела». «Поручение сформулировано. Сегодня этим занимается ФАС. Именно в такой конструкции: антимонопольными органами и будут выяснены причины, следствия и последствия», -- сказал он журналистам.

Как напоминает Интерфакс, «призрак испорченных отношений с государством» впервые витал над компанией г-на Зюзина в декабре 2004 года, когда «Мечел» до последнего боролся за приватизировавшийся госпакет ММК с основным владельцем Магнитки -- Виктором Рашниковым. Тогда победа досталась г-ну Рашникову, и Владимир Путин выразил удовлетворение тем, что госпакет акций ММК не попал в «чужие, недобросовестные руки». Название «Мечела» не прозвучало, но намек был более чем прозрачен.

Тогда Игорь Зюзин, что называется, отделался легким испугом. Что ждет его теперь, когда Владимир Путин назвал все своими именами, да еще упомянул СКП, - предсказать невозможно.

Между тем, премьер-министр вчера не ограничился наведением порядка в бизнесе «Мечела». Правительство планирует взять под контроль «игры» с ломом черных и цветных металлов. Премьер предложил сделать это с помощью таможенно-тарифной политики, поручив подчиненным уточнить ставки вывозных таможенных пошлин. Ему явно надоели споры и длинные разговоры на сей счет: «Иных уж нет, а те далече, с кем мы обсуждали эти проблемы лет 8-10 назад. Ничего не изменилось. Эти постоянные ссылки на то, что мы находимся в процессе присоединения к ВТО и взяли на себя какие-то обязательства, мне кажется, что они уже не могут приниматься всерьез. Мы хотим туда вступить и будем стремиться, но мы должны обеспечивать свои собственные интересы». В данном случае интерес - поставить заслон вывозу лома. И Владимир Путин не стесняется заградительных мер. «Делаем по древесине, и правильно делаем», -- добавил он.

Также глава правительства призвал металлургов заключать долгосрочные контракты с потребителями, чтобы на них не отражался разрушительно рост цен. Он привел в пример недавно подписанный Выксунским металлургическим заводом долгосрочный контракт с РАО «РЖД» на поставку железнодорожных колес. Пример был свежий. Владимир Путин вчера же посетил это предприятие и имел хорошее представление о востребованности его продукции. Там ему рассказали, что первый владелец долгосрочного контракта Владимир Якунин, в свое время также побывавший на ВМЗ, восторженно заметил: «Это не завод, это -- симфония какая-то!». Как оценил металлургический гигант сам Владимир Путин, журналистам расслышать не удалось из-за шума работающего оборудования. Слышно не было, но было видно, что ему больше всего понравился, с точки зрения красоты производства, колесный цех. В полной темноте механические черные «руки» доставали из печи раскаленные стальные заготовки и отправляли их на штамповочный конвейер, где эти заготовки прессовали, с шипением остужали, а потом развешивали, как будто сушиться. Премьер с большим интересом, не боясь огня, рассматривал это чудное металлургическое действо.

Вера КУЗНЕЦОВА, Нижний Новгород, Иван ГОРДЕЕВ
//  читайте тему  //  Ситуация с "Мечелом"