|
|
N°132, 24 июля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Брака должно быть больше!
Министр юстиции Киргизии уверен, что с введением многоженства у мужчин появится достоинство
«Три жены -- красота, что ни говори!» -- был уверен герой советского кинохита «Кавказская пленница». Впрочем, в Советском Союзе за такую «красоту» можно было ответить по всей строгости закона, даром, что и «законы гор», и законы шариата вполне допускали полигамию, ведь общесоюзный Кодекс о браке и семье действовал в том числе и в мусульманских республиках. Но, несмотря на строгие запреты, де-факто это явление существовало и продолжает существовать. Поэтому его необходимо легализовать -- с таким официальным предложением выступил на днях министр юстиции Киргизии Марат Каипов. Он считает, что существующий в нынешнем законодательстве этой страны запрет на многоженство -- не что иное, как проявление дискриминации по половому признаку и ущемление демократии.
Дело в том, что в Киргизии двоеженство является уголовно наказуемым преступлением. Тому, кто в соответствии с исламскими законами захочет привести в дом вторую жену (а Коран, как известно, допускает до четырех законных «вторых половин»), грозит, по крайней мере официально, до двух лет тюрьмы. В России этот вопрос решен проще -- многоженцев не наказывают, но в статье 14 Семейного кодекса РФ говорится о том, что в брак не может вступить лицо, которое уже состоит в браке. Правда, строгости киргизского УК существуют лишь на бумаге -- по словам министра юстиции Каипова, за последние десятьлет к уголовной ответственности за многоженство было привлечено... десять человек. При этом в прошлом году почти 40 тыс. киргизских женщин родили детей вне брака.
«Киргизские женщины не против многоженства, а раз они сами этого хотят и выходят замуж за тех, у кого уже есть одна или две жены, это уже не преступление», -- констатировал г-н Каипов, выступая в среду на слушаниях, посвященных легализации полигамии. «С тех пор, как многоженство стало преступлением, у наших мужчин пропали ответственность и мужское достоинство», -- уверен главный киргизский юрист. Дети, рожденные от вторых и третьих жен, не имеют никаких законных прав, а отцы семейств не могут содержать своих супруг, за которых они честь по чести уплатили калым. «Цель наказания -- исправление и воспитание преступника, -- цитирует главу минюста Киргизии CA-NEWS. -- А если мы этого человека осудили на три года, перевоспитали и отправили домой, а он опять живет со всеми женами, где же тогда исправление? Тогда нужно держать его в тюрьме пожизненно. А это невозможно».
Г-н Каипов уже не первый раз выступает в роли апологета многоженства -- в марте возглавляемое им министерство внесло в Жогорку Кенеш -- киргизский парламент -- соответствующий законопроект. «Киргизстан демократическое и правовое государство, в котором любое ущемление прав, в том числе по признакам пола, недопустимо. Согласно закону, мужчины привлекаются за многоженство, а женщин мы же не привлекаем за двоемужество», -- отстаивал свою точку зрения министр. Впрочем, депутаты законопроект «зарубили», а президент Киргизии Курманбек Бакиев, выступая на торжествах, посвященных празднику 8 Марта, назвал бездельниками чиновников, поднимающих вопрос о многоженстве. «Думаю, им просто нечего делать», -- дал резкую отповедь глава киргизского государства.
В России вопрос об узаконивании многоженства также поднимался -- разумеется, не на столь высоком официальном уровне. По понятным причинам, в поддержку легализации неоднократно высказывались духовные лидеры российских мусульман -- муфтии Талгат Таджуддин и Равиль Гайнутдин. В начале 2006 года в поддержку многоженства выступил президент Чечни Рамзан Кадыров, мотивировавший свое предложение тем, что «в Чечне это необходимо, потому что у нас война, у нас по статистике больше женщин, чем мужчин». Ранее идею о том, что жителям мусульманских регионов надо разрешить брать в жены нескольких женщин, лоббировал экс-президент Ингушетии Руслан Аушев. Но, как известно, гораздо больший резонанс получило аналогичное предложение, прозвучавшее из уст лидера ЛДПР, вице-спикера Госдумы Владимира Жириновского, причем он призывал не ограничиваться только мусульманскими республиками. Впрочем, большинство россиян относятся к многоженству респондентов отрицательно -- судя по опросу, проведенному в феврале позапрошлого года фондом «Общественное мнение», 62% респондентов высказались против.
Михаил МОШКИН