Константин Ромодановский: Хорошо, что к нам едут работать, но пусть уважают наши законы
Директор Федеральной миграционной службы России генерал-полковник милиции Константин РОМОДАНОВСКИЙ не склонен искать политический подтекст в визовых проблемах иностранцев, работающих в российских офисах компании ТНК-BP. ФМС, по его словам, уже помогла более чем ста иностранным сотрудникам компании правильно оформить свой статус в России. При этом федеральная служба намерена добиваться от всех без исключения иностранцев четкого соблюдения российского миграционного законодательства. Об этом г-н Ромодановский заявил обозревателю агентства ИНТЕРФАКС Павлу Коряшкину, который взял интервью у директора ФМС специально для "Времени новостей".-- Константин Олегович, в этом году ряд российских регионов, включая Москву, исчерпал квоту на привлечение иностранной трудовой силы. Миграция зашкаливает?--
Потребность в трудовых мигрантах должна определяться экономикой. Исходя из этого и должны формироваться наши подходы к квотированию иностранной рабочей силы.
Я согласен не со всеми принципами квотирования, но уверен, что оптимальный механизм будет выработан. Опыт и практика только нарабатываются.
Квоты не должны быть фактором, сдерживающим экономическое развитие. Не хватает рабочих рук -- мы должны получить их из-за рубежа. Тем более такая возможность сейчас есть: большинство стран СНГ охотно предоставляют нам трудовые ресурсы. Мы должны это использовать, но умело и эффективно. Трудовые мигранты должны приезжать туда, где есть рабочие места, где в них нуждаются, туда, куда нам нужно.
Миграционные потоки необходимо упорядочить, именно для этого и разрабатывался порядок квотирования. Подчеркиваю, для того, чтобы научиться квотировать эффективно, нужно время. За год всего не решишь, должна быть адаптация.
-- В прошлом году вместо регистрации для иностранцев в России был введен миграционный учет. Каковы результаты?-- Мы вышли на очень хорошие показатели. В этом году по статистике поставленных на миграционный учет иностранцев мы опережаем показатели прошлого года уже на миллион. Миграционное законодательство работает. Нравится оно кому-то или не нравится, но это объективная реальность -- работает. Мы почувствовали, что трудовые мигранты стремятся встать на миграционный учет, получить разрешение на работу, этот порядок стал проще и прозрачнее. Работодатели тоже стараются жить по закону, страны-соседи стали нас больше уважать.
-- Сколько сейчас в России легальных трудовых мигрантов?-- Ежегодно в Россию приезжает до 25 млн человек. Из них примерно половина -- работать. Думаю, число иностранных граждан, работающих в России на законных основаниях, в этом году превысит 3 миллиона.
-- Когда закончатся визовые проблемы у ТНК-BP?-- Нет никаких визовых проблем. Есть противоречия между акционерами, некая внутренняя составляющая, которой будоражат общественное мнение и пытаются за счет каких-то ресурсов и СМИ склонить чашу весов на свою сторону.
В этом деле нет никакой политики. Группа иностранных сотрудников ТНК-BP работала в России по деловым визам, а не по рабочим. Это нарушение нашего законодательства. Мы, действуя в рамках закона, помогли более ста иностранным сотрудникам ТНК-BP правильно оформить свой статус в России. Мы оказали помощь, а могли бы наложить самые серьезные взыскания.
В случае с иностранными сотрудниками ТНК-BP мы проявляем гостеприимство и стараемся помочь. Не думаю, что наши зарубежные коллеги поступили бы аналогичным образом, окажись в подобной ситуации за границей российские граждане. Не уверен, что им помогли бы и постарались объяснить, как привести все в соответствие с законодательством.
Не надо от нас требовать оценки внутрикорпоративных споров в ТНК-BP. ФМС -- правоприменитель. На поезд есть билет? Мы сажаем и везем. Нет билета? Дверь закрыта!
-- Глава ТНК-BP Роберт Дадли может не успеть на поезд?-- 19 июля ему дали так называемую транзитную визу.
Срок его законного пребывания в России продлен до конца месяца, он может в течение этого времени постараться уладить свои дела в компании. Мы в очередной раз пошли на встречу. Но никто не видел его трудового договора, который бы действовал с 1 января 2008 года. Будет трудовой договор, дающий право на получение рабочей визы, не будет никаких проблем. Пока этого документа никто в глаза не видел.
Принцип один: хорошо, что к нам едут работать, но пусть уважают наши законы!
-- Есть мнение, что для борьбы с нелегальной миграцией следует не только укрепить границы, но и ввести визовый режим со странами СНГ. Ваше мнение?-- В таких предложениях есть плюсы и минусы. Что мы найдем, а что потеряем от визового режима со всеми странами СНГ? Наверное, потеряем больше.
-- Раньше украинцам, приезжающим в Россию, можно было находиться здесь без регистрации до трех месяцев. Сейчас им, как и другим иностранцам, надо в течение трех дней встать на миграционный учет. Реакция Киева известна...-- Этот вопрос находится в компетенции МИДа. Ведутся переговоры. Пока мы граждан Украины не караем. В то же время парадокс -- многие украинцы сами встают на миграционный учет.
Вообще я сторонник единообразия -- перед законом должны быть равны все. Но у украинцев сейчас есть преференции. Кстати, с Украины, из Молдавии и Белоруссии, с которой мы строим союзное государство, к нам приезжают наиболее квалифицированные трудовые ресурсы.
-- ФМС получила большие полномочия, но все еще находится в ведении МВД. Как вы считаете, должна ли служба стать полностью самостоятельной?-- Не должны ведомственные амбиции перекрывать здравый смысл. Вместе с органами внутренних дел мы делаем одно дело. Их помощь огромная, зачем от нее отказываться?
-- Россия большая, а численность ФМС всего 35 тыс. Справляетесь?-- Убежден, что главное не число, а умение, умение использовать современные информационные и организационные ресурсы. Пусть медленно, но верно идут процессы развития биометрии и информационных баз. Это в будущем во многом заменит людей.
Я не сторонник того, чтобы сейчас увеличивать штат, а потом его сокращать. Небольшой резерв есть, и если мы видим, что какие-то подразделения задыхаются, то стараемся им помочь. Хотя надо признать, что нагрузка на все подразделения очень большая.
-- Вы упомянули биометрию. Как идет внедрение паспортов нового поколения?-- В любой сфере, когда внедряются какие-то новые технические решения, сначала возникают трудности. Но потом работа становится более эффективной. Помните слова профессора Преображенского из "Собачьего сердца"? Сначала надо избавиться от "разрухи в головах".
С вводом биометрических паспортов не надо торопиться. К концу года мы выпустим первый миллион документов нового образца.
-- В некоторых подразделениях ФМС отказываются принимать заявления на получение обычных загранпаспортов. Говорят, что выдают только биометрические...-- Наверное, гонятся за показателями. Я всем начальникам территориальных органов сказал: население не должно страдать от наших новаций. Есть обычные загранпаспорта, есть биометрические, которые в два с половиной раза дороже. Выдаваться должны и те и другие.
Я не сторонник того, чтобы в угоду какой-то прогрессивной линии страдали люди. Когда мы сможем заменить всю систему выдачи загранпаспортов на биометрические, мы перейдем только на новые паспорта. Но это дело будущего, и этот переход должен произойти так, чтобы он не сказался на людях.
-- С очередями за загранпаспортами справились?--
Сейчас проблема очередей не настолько острая. И трудно понять, почему очереди то есть, то они исчезают. В Центральном административном округе Москвы, к примеру, очередей за паспортами почти не бывает. В любом случае мониторинг ситуации с очередями ведется. Реагируем сразу.
-- По-прежнему куча посреднических фирм обещает загранпаспорт в сжатые сроки. В этой сфере где посредники, там и коррупция. С посредниками нужно бороться?-- Да с ними лет 15 уже борются. Или делают вид, что борются. Неважно, результат прежний. Системе посредников должен быть противопоставлен системный ответ. Ситуацию позволит исправить согласование документов для загранпаспорта между ФМС, МВД и ФСБ по электронной почте. Раньше это делалось по обычной почте. Теперь сроки получения загранпаспортов сократятся.
Новая система позволит отслеживать очередность. Мы выбьем у посредников почву из-под ног. Мы видим, что человек получает паспорт вне очереди -- его документ рассматривается и проходит все стадии вперед других. Посреднику платят за "ускорение". Если мы сумеем поставить "флажки", то выясним, кто исполнитель документа, и зададим ему вопросы.
-- Можно будет послать анкету на загранпаспорт по электронной почте?-- Убежден, что в будущем мы к этому придем. Но сейчас важно отработать технологические решения, которые уже введены. Не стоит бежать впереди паровоза. Но в том, что отправить электронную анкету можно будет с домашнего компьютера, я не сомневаюсь. Но, повторю, это вопрос будущего.