50 министров из 35 стран мира съехались в Женеву в надежде найти выход из затянувшегося кризиса во Всемирной торговой организации. Вчера начались переговоры по завершению так называемого
Дохийского раунда, длящегося с 2001 года. Однако многие аналитики уже предсказывают провал очередной попытки глобальных переговоров о судьбе ВТО. По крайней мере, предыдущая попытка найти выход, предпринятая членами мирового торгового клуба в феврале нынешнего года, закончилась безрезультатно.
Дохийский раунд, стартовавший в столице Катара в 2001 году, должен был закончиться еще в 2004-м. Однако привел к затяжному столкновению между двумя группами стран -- мировых лидеров ЕС и США, с одной стороны, и развивающихся стран под предводительством Бразилии, Индии и Китая, так называемой «группы двадцати», -- с другой. Основных спорных моментов на переговорах два -- это вопрос предельных размеров сельскохозяйственных субсидий, а также таможенных пошлин на промышленную и продовольственную продукцию.
Дохийский раунд должен вывести на подписание нового глобального соглашения по либерализации мировой торговли, стимулировать мировой экономический рост и помочь в борьбе с бедностью. По оценкам генерального директора ВТО Паскаля Лами, эффект от заключения нового соглашения может составить от 50 млрд до 100 млрд долл. ежегодно.
Но проблема в том, что у развитых и развивающихся стран принципиально разные интересы. Развитые страны, такие, как государства ЕС и США, пытаются, насколько это возможно, защитить собственное сельское хозяйство от намного более дешевой продукции из развивающихся стран. При этом они заинтересованы в снижении развивающимися странами ввозных пошлин на товары, чтобы получить новые рынки сбыта. Развивающиеся страны заинтересованы прямо в обратном -- им хочется активнее торговать с богатыми государствами и защищать свои рынки от их торговой экспансии.
Вчера Евросоюз выступил с предложением снизить таможенные пошлины на ввоз сельхозпродукции на 60%. «Это самое большое понижение ставки, которое когда-либо предлагалось», -- заявил еврокомиссар по внешней торговле Питер Мандельсон. Ранее ЕС называл планку в 54%. В ответ, по словам г-на Мандельсона, Евросоюз ожидает адекватного понижения пошлин на промышленные товары со стороны развивающихся стран.
Так как Россия до сих пор не является членом ВТО, высказывать свое мнение она не может и принимает участие в в Дохийском раунде в качестве наблюдателя. Из-за этого в Женеву не смогли поехать ни министр экономического развития Эльвира Набиуллина, ни глава российской переговорной делегации по вступлению в ВТО Максим Медведков. На встречу попали лишь представители России в международных организациях.
В связи с тем, что Москва пока не может завершить переговоры, у нее двойственное отношение к перспективам окончания Дохийского раунда. С одной стороны, есть риск, что, если новые правила вступят в силу раньше, чем Россия вступит в ряды ВТО, весь переговорный процесс придется начинать сначала.
А он и так уже длится 13 лет. Однако все прежние достигнутые договоренности могут оказаться не соответствующими новым правилам игры. Но шансы, что Россия успеет вступить раньше, чем противоборствующие стороны договорятся, достаточно велики. В этом случае Москва сможет настаивать на наиболее выгодных для себя условиях.
Впрочем, неспособность выработать общие правила игры, выгодные для всех членов ВТО, ставит под сомнение целесообразность существования самой организации.