Министры иностранных дел стран Евросоюза расчищают завалы, накопившиеся перед летними каникулами. В пестрой повестке дня их последнего перед осенью совещания сегодня будут темы Ближнего Востока (докладчик -- бывший британский премьер, а ныне спецпредставитель международного сообщества в регионе Тони Блэр),
ядерной проблемы Ирана (о последних переговорах отчитается известный европейский дипломат Хавьер Солана) и Украины. Тема последней важна в свете того, что 9 сентября во французском Эвиане состоится саммит Евросоюз--Украина, и организация должна дать согласованный и внятный ответ на стремление Киева стать кандидатом на присоединение к Единой Европе.
Франция в этом полугодии председательствует в Евросоюзе, и президент
Николя Саркози хотел бы обозначить неким знаковым событием приближение Украины к объединенной Европе. Речь пока не о конкретных датах приема Украины в ЕС. Хотя группа стран во главе с Польшей настаивает четко обозначить «европейскую перспективу» для Киева, другие государства (Германия, Нидерланды, Бельгия и другие) считают, что здесь преждевременны даже обещания. Саркози тоже против обязательств до завершения реформы институтов Евросоюза, а она зависла после провала на ирландском июньском референдуме Лиссабонского договора, который был призван стать компромиссной заменой единой европейской конституции.
Украина в ближайшее время может получить лишь «соглашение об ассоциации» с Евросоюзом. Такую паллиативную формулу предложил глава французского МИДа Бернар Кушнер. Типовые соглашения об ассоциации заключались со странами Центральной и Восточной Европы, которые потом вступили в ЕС. Но это же слово присутствует в названии соглашений с южными соседями, которые не собираются вступать в организацию, например с Египтом и Израилем.
«В любом случае на эвианском саммите будет дан позитивный сигнал, -- сказал «Времени новостей» на условии анонимности осведомленный европейский чиновник в Брюсселе. -- Совет министров иностранных дел обсудит и форму «сигнала», и название соглашения, и ход его подготовки, и реальное состояние Украины».
С января 2007 года Брюссель и Киев ведут переговоры, результатом которых должно стать соглашение об углубленном партнерстве. Его часть -- создание зоны свободной торговли между общим рынком ЕС и Украиной. Это означало бы постепенную интеграцию Украины в европейское экономическое и политическое пространство без формального членства в организации. "Переговоры идут успешно, особенно о зоне свободной торговли, -- отмечает наш собеседник. -- Но настораживает нестабильность на Украине".
Переговоры о расширении ЕС парализованы ирландским «нет» на референдуме по ратификации Лиссабонского договора. Сегодня главы внешнеполитических ведомств 27 стран Евросоюза официально эту тему обсуждать не будут. Ее решено отложить до середины октября, пока не улягутся страсти. Но совещание вряд ли обойдется без рассказа Бернара Кушнера о вчерашней поездке в Ирландию вместе со своим шефом Николя Саркози.
Визиту предшествовал скандал, а гости были встречены в Дублине протестами и плакатами с надписями: "Оставь это, Сарко! Наш народ сказал «нет»!". Президент Франции на днях с присущей ему непосредственностью заметил единомышленникам по своей партии "Союз за народное движение", что ирландцы должны провести повторный референдум и сказать «да» Лиссабонскому договору, если хотят оставаться в Евросоюзе. Эти высказывания просочились в прессу и вызвали недоумение в Дублине. Но ведущий эксперт брюссельского Центра европейских политических исследований (CEPS) Майкл Эмерсон подтвердил "ВН", что такой сценарий вероятен: «Его суть в том, что ратификация будет продолжаться в остальных 26 странах союза, а когда она закончится, найдут достойную форму для переголосования в Ирландии. Это может быть дополнительный протокол к основному тексту, отражающий доводы тех, кто агитировал против. Тем не менее вопрос для этого повторного референдума должен быть сформулирован так, что новое «нет» Лиссабонскому договору означало бы выход из ЕС». Наш собеседник считает, что тогда ирландцы скажут "да".
Но с точки зрения дипломатии преждевременные высказывания Саркози об этом выглядели нетактично. Получается, что он заранее определил действия Ирландии, которая в лице своего министра иностранных дел Майкла Мартина постаралась смягчить конфуз, заметив, что «президент Саркози выступал на частном приеме и как любой демократ имеет право на личное особое мнение»: «А что нам делать после референдума по Лиссабонскому договору, ирландский народ решит сам».